Цветаева Марина Ивановна

(1892, Москва — 1941, Елабуга), поэт. Дочь И.В. Цветаева. Родилась в Трёхпрудном переулке, 8 (дом не сохранился). Здесь, с перерывами на заграничные поездки в 1902—05, вызванные болезнью матери, прошли её детство и юность, были написаны первые стихи, во многих из которых («В зале», «Столовая», «Домики старой Москвы», «Прости волшебному дому» и др.) запечатлён образ отчего «волшебного» дома. Образование, начатое за границей, продолжила в московских женских гимназиях: имени В.П. фон Дервиз (в Гороховском переулке, 18), А.С. Алфёровой (7-й Ростовский переулок), М.Г. Брюхоненко (Большой Кисловский переулок, 4). Училась также в музыкальном училище В.Ю. Зограф-Плаксиной (Мерзляковский переулок, 9; бывший 18). В Москве опубликована большая часть прижизненно изданных книг Цветаевой. В 1910 здесь вышел первый её сборник «Вечерний альбом». Цветаева — одна из наиболее ярких представительниц русского «серебряного века», введшая в современную отечественную поэзию напряжённую эмоциональность, романтический максимализм, парадоксальную метафоричность, мотивы трагической обречённости любви и творческой личности в бездуховном и прагматичном мире. В 1911 Цветаева познакомилась с С.Я. Эфроном, с которым обвенчалась 27 января 1912 в церкви Рождества Христова (Малый Палашевский переулок, 5; не сохранился). Посещала собрания «Мусагета», Общества свободной эстетики (3 ноября 1911 в помещении Литературно-художественного кружка прошло её первое публичное выступление; улица Большая Дмитровка, 15а). Московские адреса Цветаевой тех лет: переулок Сивцев Вражек, 19 (1911), угол Малого Екатерининского и 1-го Казачьего переулка (1912—13, не сохранился). Осенью 1914 Цветаева поселилась в Борисоглебском переулке, 6; прожила здесь с семьёй 8 лет (с 12 сентября 1992 — дом-музей М.И. Цветаевой). В этом доме родились сборники «Вёрсты» (первый и второй), «Лебединый стан», «Стихи к Блоку», «Ремесло», поэмы «Царь-девица», «На красном коне», «Переулочки», 6 пьес цикла «Романтики», дневниковая проза («Октябрь в вагоне», «Мои службы», «Из дневника», «Чердачное» и др.), ярко рисующая быт послереволюционной Москвы, и др.

После революции 1917 один из самых благополучных периодов в жизни Цветаевой сменился годами нужды, отчаяния, разорённого быта, чередой несчастий: смерть младшей дочери Ирины, болезнь старшей дочери Ариадны, пропажа без вести ушедшего в Добровольческую армию мужа. В этот период Цветаева часто бывала в доме Жуковских-Герцыков (Кречетников переулок, 13), в обществе артистов, поэтов, художников, прозванном А.Н. Толстым «обормотником» (по разным источникам — в Кривоарбатском переулке, 13, в переулке Сивцев Вражек, на улице Малая Молчановка, 8), в доме профессора А.А. Грушка, где жила семья композитора А.Н. Скрябина (Большой Николопесковский переулок, 11), на квартире К.Д. Бальмонта (Большой Николопесковский переулок, 15) и др. 2 мая 1919 во Дворце искусств (Поварская улица, 52) Цветаева выступила с чтением стихов на «Празднике труда», 6 июля прочла свою пьесу «Фортуна»; 11 декабря 1920 приняла участие в «Вечере поэтесс» (Политехнический музей).

11 мая 1922 с дочерью Ариадной выехала за границу для встречи с мужем, оказавшимся в эмиграции. После пребывания в Берлине (3 месяца), Чехословакии (3 года) и Франции (14 лет) 18 июня 1939 с четырнадцатилетним сыном Георгием возвратилась, вслед за дочерью и мужем, в СССР; поселилась на даче НКВД (посёлок Новый быт) в подмосковном Болшеве (с начала 1990-х гг. — «Музей М.И. Цветаевой в Болшеве»). В 20-х числах августа посетила с дочерью Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. 27 августа была арестована Ариадна, а 10 октября — Эфрон. Зиму и весну 1939—40 Цветаева прожила с сыном в Голицыне. На просьбу к Союзу писателей о предоставлении жилья получила отказ за подписью А.А. Фадеева. Летом 1940 жила в квартире академика А.Н. Северцова (в районе Большой Никитской улицы), затем недолгое время — в крохотной полутёмной комнатке у сестры мужа Е.Я. Эфрон (Мерзляковский переулок, 16). Осенью 1940 переехала на Покровский бульвар, 14/5. Занималась переводами, практически не писала собственных стихов. Читала произведения, написанные в эмиграции, друзьям и знакомым: в доме литературоведа Е.Б. Тагера (Малый Кисельный переулок, 4) — поэму «Молодец»; у критика А.К. Тарасенкова и его жены М.И. Белкиной (Большой Конюшковский переулок, 20; не сохранился) — «Поэму конца»; 21 июня 1941 (последнее чтение) у переводчика Н.Г. Яковлевой (Телеграфный переулок, 9) — «Повесть о Сонечке» и др. 7 июня 1941 на квартире писателя В.Е. Ардова (улица Большая Ордынка, 17) впервые встретилась с А.А. Ахматовой.

Трагическая судьба Цветаевой и её близких не могла не сказаться на её отношении к родному городу. Образ древней столицы, её улиц, уголков и памятных мест, воспетый в многочисленных стихах («Тверская», «В Кремле», циклы «Стихи о Москве» и «Москва», «У меня в Москве — купола горят...», «Московский герб: герой пронзает гада...» и др.) и прозе («Мой Пушкин», «Дом у Старого Пимена», «Повесть о Сонечке» и др.), запечатлённый в афористических строках:

«Москва! Какой огромный /Странноприимный дом /Всяк на Руси — бездомный /Мы все к тебе придём...»

(1916),

сменился мотивом «несовместимости» с Москвой (31 августа 1940 Цветаева писала поэтессе В.А. Меркурьевой: «Москва меня не вмещает, она меня вышвыривает...»). 8 августа 1941 эвакуировалась в Елабугу; 31 августа покончила с собой.

Сестра Цветаевой — Анастасия Ивановна (1894—1993), писательница и мемуаристка. Подвергалась репрессиям. Автор воспоминаний и автобиографических повестей и рассказов (в том числе «Воспоминания», 1971; «Моя Сибирь», 1988), воссоздающих, в частности, картины жизни и быта московской интеллигенции, рисующих портреты Марины Ивановны Цветаевой, деятелей литературы и искусства, быт репрессированных.

Литература: Цветаева А.И., Воспоминания, 3 изд., М., 1983; Белкина М., Скрещение судеб, М., 1988; Саакянц А., М. Цветаева. Жизнь и творчество, М., 1997.

Л.А. Мнухин.

Источник: Москва. Энциклопедический справочник на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна — ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна (1892-1941) — русская поэтесса. Дочь И. В. Цветаева. Романтический максимализм, мотивы одиночества, трагическая обреченность любви, неприятие повседневного бытия (сборники "Версты", 1921, "Ремесло", 1923, "После России", 1928... Большой энциклопедический словарь