Сараджев Константин Константинович

(1900, Москва — 1942, там же), музыкант, звонарь. Сын дирижёра К.С. Сараджева и пианистки Натальи Ниловны Сараджевой (дочь детского врача Н.Ф. Филатова, ученица С.В. Рахманинова). Получил домашнее музыкальное образование. Обладал феноменальным музыкальным слухом, утверждал, что в каждом звуке темперированной шкалы способен различить 243 оттенка. Особое внимание уделил колоколам, с 14 лет начал звонить, с 15 освоил технику трезвона. Систематизировал правила оборудования традиционной русской колокольни, подбора колоколов, игры на них. Записал подробные, включающие до 20 обертонов звуковые спектры 317 благовестников Москвы и её окрестностей (всего 295 колоколен и звонниц). Составил свыше 100 оригинальных композиций для игры на колоколах. Излюбленным местом для своих выступлений избрал колокольню церкви Марона Пустынника в Старых Панех в районе улицы Большая Якиманка. Развил теорию русского колокольного звона, одним из важнейших компонентов которого считал ритмическую организацию; судил о звучании каждого колокола как о некой «индивидуальности», «звуковом дереве», «звуковой атмосфере», более, чем другие инструменты, богатой оттенками звучания; их сплетение и порождает музыку звона. В конце 1920-х гг. выдвинул проект создания Государственной концертной (светской) колокольни на базе колоколов церкви Марона Пустынника (не осуществлён). В 1930 по контракту выезжал в США, где в Гарвардском университете создал колокольню из колоколов, закупленных в СССР. Жил в районе Остоженки, затем в Малом Кисловском переулке, 4.

Сочинения: Список индивидуальностей больших колоколов всех колоколен г. Москвы, в книге: Памятники культуры. Новые открытия. 1977, М., 1977, с. 36—51.

Литература: Благовещенская Л.Д., Проект светской концертной звонницы К.К. Сараджева, в сборнике: Колокола, в. 1, М., 1985; Цветаева А.И., Сараджев Н.К., Мастер волшебного звона, [2 изд.], М., 1988.

Ю.В. Пухначёв.

Источник: Москва. Энциклопедический справочник на Gufo.me