Рябушинский Михаил Павлович

(1880, Москва — 1960, Лондон), предприниматель, меценат, коллекционер. Из купеческой старообрядческой семьи; брат С.П. Рябушинского. Потомственный почётный гражданин. В детстве и юности жил в родовом доме Рябушинских на углу 1-го и 3-го Голутвинских переулков (ныне 1-й Голутвинский переулок, 10/8), который принадлежал им с 1829. Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук. Участвовал в делах ряда промышленной компаний группы Рябушинских, прежде всего их основные предприятия — Товарищества мануфактур П.М. Рябушинского с сыновьями (сочетало промышленную и банковскую деятельность). Совместно с братьями П.П. и В.П. Рябушинскими руководил финансовым сектором семейного дела. Член правления Харьковского земельного банка (1901 — 1917). Учредитель и совладелец банкирского дома братьев Рябушинских (1902—12), член правления созданного на его основе Московского банка (1912—17), в первую мировую войну фактически возглавлял его. В начале 1900-х гг. Рябушинский увлёкся коллекционированием. К 1909 в его собрании было около 100 картин русских и западноевропейских художников (оценивалось примерно в 150 тыс. рублей); они приобретались в основном на выставках. Русская живопись была представлена работами старых мастеров: Д.Г. Левицкого («Портрет А.Д. Левицкой, дочери художника»), В.А. Тропинина («Автопортрет») и др. Однако основу собрания составляли полотна современных Рябушинскому художников: В.А. Серова, А.Н. Бенуа, В.М. Васнецова, М.А. Врубеля, А.Я. Головина, П.В. Кузнецова, Б.М. Кустодиева, С.В. Малютина, И.Е. Репина, М.С. Сарьяна, К.А. Сомова, И.Э. Грабаря, В.Е. Маковского, В.Д. Поленова, В.В. Верещагина. Западноевропейская часть коллекции Рябушинского включала полотна французских художников П. Боннара, Э. Дега, К. Писарро, К. Моне, К. Коро и др. Свою коллекцию Рябушинский после 1905 разместил в особняке на Спиридоновке, 17, купленном у вдовы С.Т. Морозова. Особняк построен в 1896 по проекту архитектора Ф.О. Шехтеля, в оформлении интерьеров участвовал Врубель (дом пострадал от пожара в 1995). Рябушинский, по сведениям газеты «Столичная молва» (1909), намеревался со временем передать своё собрание в дар Москве. В конце 1917 часть коллекции, опасаясь за её сохранность, Рябушинский сдал на временное хранение в Третьяковскую галерею, остальное поместил в тайнике своего дома, откуда художественные предметы впоследствии были извлечены. В январе 1918 Рябушинский вошёл в состав «Союза деятелей художественных хранилищ», был его казначеем, в том же году эмигрировал.

В Лондоне открыл собственный коммерческий банк («Вестерн Бэнк Лтд»), был председателем Лондонского отделения Российского торгово-промышленного и финансового союза, учреждённого в 1921 в Париже бывшими российскими предпринимателями. В 1930-х гг. банк разорился. После Декрета СНК о регистрации памятников искусства и старины от 5 октября 1918 коллекция Рябушинского стала государственной собственностью, осталась в Третьяковской галерее. В 1924 произведения западноевропейских художников переданы в Музей нового западного искусства. Ныне находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Киевском музее русского искусства, Художественном музее имени А.Н. Радищева в Саратове.

Сочинения: Цель нашей работы, М., 1916.

Литература: Торговое и промышленное дело Рябушинских, М., 1913; Петров Ю.А., Братья Рябушинские. Групповой портрет русской финансовой олигархии, в книге: Встречи с историей, в. 3, М., 1990; его же, Рябушинские — целая эпоха в промышленной жизни России, «Наука и жизнь», 1992, № 7; Думова Н.Г., Московские меценаты, М., 1992, с. 184—276; Рябушинский В., Старообрядчество и русское религиозное чувство, М.-Иерусалим, 1994.

Н.М. Полунина, А.И. Фролов.

Источник: Москва. Энциклопедический справочник на Gufo.me