Мочалов Павел Степанович

(1800, Москва — 1848, там же), актёр. Из семьи актёров, в прошлом крепостных, Степана Фёдоровича и Авдотьи Ивановны (играли в домашнем театре Н.Н. Демидова на Воронцовом поле). В 1816 окончил пансион. Занимался драматическим искусством под руководством отца. В 1817 дебютировал на московской сцене (с 1824 в Малом театре). Значительное место в репертуаре Мочалова занимали роли в романтической драме (Кин, «Кин, или Гений и беспутство» А. Дюма-отца, 1835; Торквато Тассо в одноименной пьесе М.Д. Киреева, 1833, и др.) и мелодраме (Мейнау, «Ненависть к людям и раскаяние» А.Коцебу, 1826, и др.). Выступал в переделках для сцены романтических поэм А.С. Пушкина («Керим-Гирей, крымский хан» по мотивам «Бахчисарайского фонтана», 1827; «Алеко», 1839). В первой постановке «Горя от ума» А.С. Грибоедова (1831) сыграл роль Чацкого. Свои лучшие роли Мочалов создал в произведениях У. Шекспира и Ф. Шиллера. 22 января 1837 сыграл в свой бенефис роль Гамлета, которой была посвящена статья В.Г. Белинского «"Гамлет", драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета» (1838). Среди других работ: заглавные роли в пьесах Шекспира «Отелло» (1837), «Ричард III» (1839), «Король Лир» (1839), «Ромео и Джульетта» (1841); Карл Моор (1828) и Франц Моор (1844) в «Братьях-разбойниках», Фердинанд (1829) и Миллер (1842) в пьесе «Коварство и любовь», Мортимер (1835) в пьесе «Мария Стюарт», все — Шиллера.

Мочалов стремился в своём творчестве к романтически обобщённому раскрытию характера. Сосредоточивая все силы на раскрытии внутреннего мира героя, его конфликта с действительностью, Мочалов часто отвлекался от бытовой и исторической конкретности (отсюда его пренебрежение к внешней отделке роли, невнимание к костюму, гриму и пр.). Его игра отличалась бурной эмоциональностью, изобиловала богатством оттенков, контрастов, стремительными переходами от спокойствия к возбуждению.

Мочалов — автор романтической драмы «Черкешенка», шедшей с его участием на сцене Малого театра (1840), и ряда лирических стихотворений. Опубликованы также теоретические высказывания Мочалова по вопросам актёрского творчества (см. сборник: П.С. Мочалов, М., 1953). В круг друзей Мочалова входили А.В. Кольцов, Т.Н. Грановский, актёр И.В. Самарин. Высокую оценку таланта Мочалова и общественного значения его творчества дали Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, А.Н. Островский, М.Е. Салтыков-Щедрин и др. Жил в Конюшенном переулке, на Поварской улице (д. 5, в глубине двора), на улице Большая Дмитровка, в Ваганьковском переулке (д. 19) и по другим адресам. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Литература: Дмитриев Ю.А., Мочалов — актер-романтик, М., 1961; Беньяш Р.М., П. Мочалов, Л., 1976.

Ю.А. Дмитриев.

Источник: Москва. Энциклопедический справочник на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Мочалов Павел Степанович — Знаменитый трагик. Родился в Москве 3 ноября 1800 года; отец его был известным в свое время актером-трагиком. М. не получил систематического образования. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  2. МОЧАЛОВ Павел Степанович — МОЧАЛОВ Павел Степанович (1800-48) — российский актер. Крупнейший представитель романтизма в русском театре. С 1817 на московской сцене (с 1824 в Малом театре). Прославился в трагедиях У. Шекспира (Гамлет — "Гамлет") — Ф. Шиллера (Карл Моор, Фердинанд — "Разбойники", "Коварство и любовь"). Большой энциклопедический словарь