Мейерхольд Всеволод Эмильевич

(1874, Пенза — 1940, Москва), режиссёр, актёр, народный артист Республики (1923). Учился на юридическом факультете Московского университета, в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества (педагог Вл.И. Немирович-Данченко). В 1898—1902 актёр МХТ; роли Треплева и Тузенбаха («Чайка» и «Три сестры» А.П. Чехова), Иоанна Грозного («Смерть Иоанна Грозного» А.К. Толстого) и др. В 1902 покинул МХТ. Работал в провинции и театрах Петербурга. После Октябрьской революции участвовал в строительстве советского театра. В 1920—21 заведующий ТЕО (Театральный отдел) Наркомпроса. С 1920 руководил Театром РСФСР 1-м, на основе которого был создан в 1923 Театр имени Вс. Мейерхольда. Мейерхольд стремился сообщить сценическому зрелищу геометрическую чистоту формы, акробатическую лёгкость. С этой целью актёры проходили специальное обучение. Основным предметом была «биомеханика», разработанная Мейерхольдом для актёрского тренажа. Овладевая ею, актёр шёл от верно найденного движения, текста, точно схваченной интонации к внутренней правде образа. Поставил публицистически острые, ярко зрелищные спектакли: «Мистерия-буфф» (1921), «Клоп» (1929) и «Баня» (1930) В.В. Маяковского, «Мандат» Н.Р. Эрдмана (1925), «Последний, решительный» Вс.В. Вишневского (1931). Среди других постановок: «Лес» А.Н. Островского (1924), «Ревизор» Н.В. Гоголя (1926), «Горе уму» по А.С. Грибоедову (1928), «Дама с камелиями» А. Дюма-сына (1935). В 1922—24 Мейерхольд одновременно руководил московским Театром Революции («Доходное место» Островского, «Озеро Люль» А.М. Файко). Для режиссёрского стиля Мейерхольда были характерны гротескное заострение, резкая сатиричность, яркость сценических метафор, стремление придать сценическому образу обобщённость поэтического символа. Он внёс огромный вклад в разработку выразительных средств современной режиссуры. Работал также в кино: поставил фильмы «Портрет Дориана Грея» (1915) и «Сильный человек» (1916), сыграв в них главные роли; в 1928 снялся в фильме «Белый орёл» по рассказу Л. Андреева «Губернатор». Во второй половине 30-х гг. театральная деятельность Мейерхольда подверглась резкой критике, его искусство квалифицировалось как враждебное советской действительности. В 1938 Театр имени Мейерхольда был закрыт, в июне 1939 Мейерхольд был арестован, в 1940 расстрелян.

Среди многочисленных учеников Мейерхольда — актёры и режиссёры театра и кино: Н.И. Боголюбов, М.И. Жаров, И.В. Ильинский, С.А. Мартинсон, Н.П. Охлопков, В.Н. Плучек, И.А. Пырьев, М.И. Царёв, М.И. Бабанова, М.М. Штраух, С.М. Эйзенштейн, С.И. Юткевич и др. На доме, где в 1928—39 жил Мейерхольд (Брюсов переулок, 12), — мемориальная доска.

Литература: Волков Н.Д., Мейерхольд, т. 1—2, М.-Л., 1929; Гладков А.К., Годы учения В. Мейерхольда, Саратов, 1979; Рудницкий К.Л., Режиссёр Мейерхольд, М., 1969; его же, Мейерхольд, М., 1981.

Источник: Москва. Энциклопедический справочник на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич — МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич (1874-1940) — российский режиссер, актер, педагог, народный артист России (1923). Один из реформаторов театра. В 1898-1902 работал в Московском художественном театре (МХТ) — затем в провинции. Большой энциклопедический словарь