Машков Иван Павлович

(1867, Липецк — 1945, Москва), архитектор, реставратор, градостроитель. Учился в МУЖВЗ (1881—86), преподавал там же. Работал помощником А.С. Каминского, К.М. Быковского, Д.Н. Чичагова. В 1895—1917 главный архитектор Московской городской управы. В 1908—18 заместитель председателя Московского архитектурного общества. Руководил организацией и работой архитектурного отдела Политехнического музея (1897 — 1933). Признанный знаток старой Москвы, Машков был секретарём, а затем заместителем председателя Московского археологического общества, с 1918 фактически возглавил работу Комиссии по изучению, сохранению и восстановлению памятников искусства, проводил изучение старинных зданий и церквей в районе от Москвы-реки до Арбата и Знаменки, вёл реставрационные работы в Кремле, в соборе Василия Блаженного, в зданиях Московского университета, Румянцевского музея, в Сухаревой башне, в Новодевичьем монастыре. По его редакцией созданы путеводители «Спутник зодчего по Москве» (1895) и «Путеводитель по Москве» (1913).

В собственных постройках Машков обращался к формам «русского стиля», придавая функционально спроектированным зданиям выразительную живописность (Черкасская богадельня, 1899, на современном Ленинградском проспекте), тактично сочетал их с памятниками древнерусской архитектуры (ограда старой части Новодевичьего кладбища, 1904). В 1900-х гг. создал ряд построек в духе романтического направления стиля модерн, вносил в архитектурный облик зданий эмоциональную насыщенность, использовал изысканно-нарядные сочетания фигурной кладки, лепнины, майоликовых и живописных панно, разнообразных кованых решёток (доходный дом М.В. Сокол на Кузнецком мосту, 1903, при участии художника Н.Н. Сапунова; проекты жилого дома на Малой Спасской улице, 1907, особняка в Сокольниках, 1904). С 1910-х гг. обратился к формам неоклассицизма, подчёркивал рациональность и строгость планировки зданий, выразительно акцентировал как гармоническую соразмерность композиционного решения (корпус Преображенской психиатрической больницы, ныне имени П.Б. Ганнушкина, на Потешной улице, 1912—13), так и монументальную масштабность зданий (Тверское отделение Ломбарда на Большой Бронной улице, 1912). Выполнил архитектурное решение памятников первопечатнику Ивану Фёдорову (скульптор С.М. Волнухин, 1908), А.Н. Островскому (скульптор Н.А. Андреев, 1929). После 1918 работал старшим архитектором отдела проектирования Моссовета, руководил работой по упорядочению застройки Москвы, участвовал в разработке первого Генерального плана развития «Новая Москва». Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: Бранденбург Б.Ю., Татаржинская Я.В., «Душа» Комиссии по сохранению древних памятников Московского археологического общества, в сборнике: Краеведы Москвы, в. 2, М., 1995.

Источник: Москва. Энциклопедический справочник на Gufo.me