Мартос Иван Петрович

(1754, Ичня Черниговской губернии — 1835, Петербург), скульптор. Учился в петербургской Академии художеств у Н.Ф. Жилле (1764—73), преподавал там же (с 1779, в 1782 получил звание академика, с 1814 ректор Академии художеств). Пенсионер Академии художеств в Риме (1773—79). Жил и работал в Петербурге, выполнив для Москвы ряд принципиально важных памятников. В 1780 — 1800-х гг. особенно много работал в области надгробной скульптуры, подняв этот новый для России жанр на уровень лучших достижений русского классицизма. В Донском монастыре было установлено несколько ранних надгробий — пристенных рельефов, отличающихся гармонически ясной, музыкально-ритмичной композицией, классической простотой, настроением глубокой, сдержанной скорби и особой камерностью передачи человеческих переживаний (надгробия С.С. Волконской, 1782, ныне в ГТГ, М.П. Собакиной, 1782, П.А. Брюс, 1786—90, оба ныне в Голицынской усыпальнице Донского монастыря, все — в мраморе). Мартос посетил Москву в 1808 в связи с заказом бронзового памятника Екатерине II; присутствовал на его торжественном открытии в 1812 в Колонном зале Благородного собрания (ныне в Музее архитектуры имени А.В. Щусева), очевидно тогда же наметив место для будущего памятника К.М. Минину и Д.М. Пожарскому, над проектом которого начал работать с 1804. На основе текста летописи Мартос создал выдержанную в тоне гражданственного пафоса литературную программу, определившую как образное решение отлитой в бронзе двухфигурной скульптурной группы, так и роль «сограждан», отражённую в бронзовых рельефах на гранитном постаменте («Сбор пожертвований К. Мининым», «Изгнание Д. Пожарским поляков из Москвы»). Привезя готовый памятник водным путём из Петербурга в Москву для установки в 1818, Мартос вопреки воле Александра I настоял на заранее выбранном для него месте — в центре Красной площади, лицом к Кремлёвской стене, но ближе к классицистическому зданию Торговых рядов, так, чтобы скульптура смотрелась чётким силуэтом на фоне его главного портика (в настоящее время памятник сдвинут к храму Василия Блаженного). За создание памятника Мартос получил звание действительного статского советника и большую ежегодную пенсию.

Литература: Коваленская Н., Мартос, Москва — Л., 1938; Гофман И.М., И.П. Мартос, Л., 1970; Тимофеева Н.В., Гражданину Минину и князю Пожарскому, «Куранты», в. 2, М., 1987.

Е.М. Ивановская.

Источник: Москва. Энциклопедический справочник на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Мартос Иван Петрович — (1754-1835), русский скульптор. Учился в петербургской АХ (1764-73) у Н. Ф. Жилле; преподавал там же (с 1779, ректор с 1814). Пенсионер АХ в Риме (1773-79). Вернувшись в Россию убеждённым сторонником классицизма, Мартос уже в начале 80-х гг. Художественная энциклопедия
  2. Мартос Иван Петрович — Знамен. русский скульптор, род. около 1750 г. в Полтавской губ., принят в воспитанники Имп. акад. в первом году по ее учреждению (в 1761), окончил курс в 1773 г. с мал. золотой медалью и отправлен в Италию, в качестве пенсионера Акад. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  3. МАРТОС Иван Петрович — МАРТОС Иван Петрович (1754-1835) — российский скульптор. Представитель классицизма. В мемориальной пластике Мартоса (надгробия М. П. Собакиной, 1782, Е. С. Куракиной, 1792, Е. Большой энциклопедический словарь