Ленский Александр Павлович

(до 1897 Вервициотти) (1847, Кишинёв — 1908, Москва), актёр, режиссёр, театральный педагог. Внебрачный сын князя П.И. Гагарина и итальянской певицы О. Вервициотти, гастролировавшей в России. В июле 1872 впервые выступил в Москве в Народном театре на Политехнической выставке. Летом 1873 гастролировал в Москве в Общедоступном театре. С 1876 работал в московском Малом театре (в 1882—84 — в Александринском театре в Петербурге).

Дебюты Ленского в 1876 в ролях Чацкого («Горе от ума» А.С. Грибоедова), Глумова («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского) сделали его кумиром московской публики. Слава о его дуэтах с Г.Н. Федотовой в шекспировских комедиях (Бенедикт и Беатриче в «Много шума из ничего», 1877; Петруччио и Катарина в «Укрощении строптивой», 1876) гремела по всей театральной России. Сыграл в произведениях Островского около 30 ролей (Великатов в «Талантах и поклонниках», 1881; Дульчин в «Последней жертве», 1877; Паратов в «Бесприданнице», 1878, и др.). С именем Ленского связано утверждение в репертуаре Малого театра высокой комедии, героической и романтической драмы. Горячий пропагандист Шекспира, Ленский поставил в свои бенефисы «Ричарда III» (1878), «Ромео и Джульетту» (1881), «Отелло» (1888); выдающаяся роль в этом ряду — Гамлет (1877). С середины 1880-х гг. Ленский перешёл на характерные роли, вершиной которых стала роль Фамусова («Горе от ума», 1887), играл его на протяжении двух десятилетий.

В 1898—1903 Ленский возглавлял драматическую труппу молодых актёров Малого театра (в основном собственных учеников) в Новом театре (филиал Большого и Малого театров). Лучшие его спектакли в Новом театре: «Сон в летнюю ночь» Шекспира (1899), «Снегурочка» Островского (1900). На сцене Малого театра Ленский поставил «Ромео и Джульетту» (1900) и «Бурю» (1905) Шекспира, «Без вины виноватые» Островского (1908). Его выдающаяся режиссёрская работа — «Кориолан» Шекспира (1902).

В качестве главного режиссёра (с 1907) Малого театра Ленский пытался преодолеть рутину чиновно-бюрократического управления театральным делом, косность в репертуарной политике, стремился ставить современную драматургию. Однако травля со стороны дирекции и цензурные ограничения привели его незадолго до смерти к решению оставить Малый театр.

В 1858—65 жил в семье актёра Малого театра К.Н. Полтавцева (Большой Палашевский переулок, 11—13), с 1884 — на улице Волхонке, 9, с 1887 — в Коробейниковом переулке, 22, в 1890—95 — в Большом Афанасьевском переулке, 25, затем в Большом Палашевском переулке, 1—3 (здесь у него бывали Вл.И. Немирович-Данченко, А.И. Южин, А.П. Чехов).

Литература: Пажитнов Л.Н., А.П. Ленский, М., 1988.

Л.Н. Пажитнов.

Источник: Москва. Энциклопедический справочник на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Ленский Александр Павлович — Драматический артист, в 1876 г. вступил в труппу московского Малого театра; одно время играл в Петербурге. Лучшие роли его — Чацкий, Дон-Жуан (в мольеровском "Дон-Жуане"), Петруччио (в "Укрощении строптивой" Шекспира). Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  2. ЛЕНСКИЙ Александр Павлович — ЛЕНСКИЙ Александр Павлович (1847-1908) — российский актер, режиссер, педагог. На сцене с 1865. С 1876 в Малом театре. Ленский внес большой вклад в развитие реализма на русской сцене. Большой энциклопедический словарь