Кузнецов Павел Варфоломеевич

(1878, Саратов — 1968, Москва), живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1928). Учился в МУЖВЗ (1897—1903) у А.Е. Архипова, Н.А. Касаткина, Л.О. Пастернака, В.А. Серова, К.А. Коровина, мастерскую которого на Земляном валу начал посещать с 1897. В МУЖВЗ объединил вокруг себя тесный студенческий кружок, куда входили М.С. Сарьян, Н.Н. Сапунов, С.Ю. Судейкин, А.Т. Матвеев, К.С. Петров-Водкин, будущие участники выставки и художественного объединения «Голубая роза», главным организатором которых был Кузнецов. С 1902—03 начал сближаться с московскими символистами, возглавляемыми В.Я. Брюсовым, и журналом «Весы», стремился в смешении реальности и мечты, в плоскостно-линейных ритмах, мерцающем колорите своих работ найти образную аналогию литературному и музыкальному символизму («Голубой фонтан», темпера, 1905, ГТГ). В начале 1905 сотрудничал с редакцией журнала «Искусство», с 1906 — журнала «Золотое руно», для которого выполнял графические работы, в 1907—09 работал над декоративной отделкой виллы Н.П. Рябушинского «Чёрный лебедь» в Петровском парке (сгорела в 1914 вместе с многочисленными произведениями Кузнецова, приобретёнными Рябушинским). В 1907 регулярно посещал собрания общества «Свободная эстетика», испытал сильное влияние А. Белого. Участвовал в выставках «Мира искусства», Союза русских художников, «Золотого руна». По впечатлениям поездки в заволжские степи в 1913—14 исполнил яркие, красочные эскизы росписей Казанского вокзала, претворившие мотивы среднеазиатского быта в сказочно-поэтической форме («Сбор плодов», «Азиатский базар», частное собрание в Москве), тогда же оформил драму древнеиндийского классика Калидасы «Сакунтала» в Камерном театре; работая в тесном творческом контакте с А.Я. Таировым, создал оригинальные декорации и бутафорию, органично выразившие пантеистический смысл пьесы. В 1917—18 Кузнецов преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище, в 1916—29 в МУЖВЗ — Вхутеине, в 1945—48 в МВХПУ. В 1924—31 председатель общества «Четыре искусства». Кузнецов создал ряд поэтических видов Москвы: «На Красной площади», 1920, Алтайский краевой музей изобразительного и прикладного искусств; «Старая Москва», «Городской пейзаж», оба — 1920-е гг., частное собрание в Москве; «Москва-река», конец 1930-х гг., «На Красной площади», конец 1940-х гг., оба — Саратовский художественный музей; «Городской натюрморт», 1947, собственность семьи художника.

Литература: Будкова Л.А., Сарабьянов Д.В., П. Кузнецов. Альбом, М., 1975; Русакова А., П. Кузнецов, Л., 1977.

Источник: Москва. Энциклопедический справочник на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Кузнецов Павел Варфоломеевич — (1878-1968), советский живописец. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1928). Учился в МУЖВЗ (1897-1903) у К. А. Коровина и В. А. Серова. Преподавал (1917-37, 1945-48) в ГСХМ-Вхутемасе-Вхутеине и других институтах Москвы. Художественная энциклопедия
  2. КУЗНЕЦОВ Павел Варфоломеевич — КУЗНЕЦОВ Павел Варфоломеевич (1878-1968) — российский живописец, заслуженный деятель искусств России (1928). Поэтически-созерцательные, декоративные, обобщенные по цвету жанрово-пейзажные сцены, посвященные кочевникам Востока, жизни Ср. Азии ("Мираж в степи", 1912; "Отдых пастухов", 1927). Большой энциклопедический словарь