Коровин Константин Алексеевич

(1861, Москва — 1939, Париж), живописец. Учился в МУЖВЗ (1875—86) у А.К. Саврасова, с 1882 — у В.Д. Поленова. Преподавал там же (1901—18) и в Государственных свободных художественных мастерских (1918 — 1919), среди учеников — С.В. Герасимов, П.В. Кузнецов, И.И. Машков, К.Ф. Юон. Член объединения «Мир искусства» (1899—1922), Союза русских художников (1903—22). В ученические годы Коровин был особенно связан дружбой и общими творческими устремлениями с И.И. Левитаном. Любимый ученик Поленова, Коровин, как и Левитан, не находил одобрения у официального руководства МУЖВЗ; его новаторский, пронизанный светом и воздухом, полный живого непосредственного впечатления «Портрет хористки» (1883, ныне в ГТГ) был снят с выставки Московского общества любителей художеств; но уже в 1888 там же его пейзажные работы были отмечены премией. Летом 1887 и 1888 Коровин работал на даче Поленовых в Жуковке, близ Мытищ, где создал ряд ярких, полных любования красотой мимолётных «мгновений» дачной жизни полупортретов-полужанров, запечатлевших членов поленовской семьи и самого художника («За чайным столом», Музей-усадьба Поленово, «В лодке», ГТГ, оба — 1887—88). По инициативе Поленова Коровин познакомился с С.И. Мамонтовым, сблизился с художниками мамонтовского кружка — В.М. Васнецовым, И.Е. Репиным, В.И. Суриковым; в 1887—89 участвовал в «рисовальных вечерах» и «акварельных утрах» в доме Поленовых. С конца 1880-х гг. тесно сошёлся с В.А. Серовым (их в шутку называли «Коров и Серовин»); в начале 1890-х гг. работал в общей с ним мастерской на Долгоруковской улице; в 1889 их дружеский альянс дополнил М.А. Врубель. Коровин неоднократно бывал в Абрамцеве, писал в его окрестностях пейзажные этюды, передающие богатство увиденных на открытом воздухе цветовых сочетаний («Речка Воря. Абрамцево», ГТГ); исполнил жизненно непосредственные, выразительные портреты певцов частной оперы Мамонтова («Т.С. Любатович», 1866—87, ГРМ; «А. Мазини», ГТГ). Будучи живым, обаятельным и общительным человеком, Коровин имел широкие знакомства в московской литературной и артистической среде, наиболее тесная дружба связывала его с Ф.И. Шаляпиным, над сценическими костюмами и гримом которого он работал с 1886. С 1890-х гг., творчески восприняв достижения французского импрессионизма, в 1900—10-х гг. он окончательно перешёл от тональной живописи к согласованной гармонии цветовых созвучий («Москворецкий мост», 1914, ГТГ). По впечатлениям поездки на русский Север в 1894 он выполнил ряд панно, отразивших природу и промыслы этого края (1896; были использованы при оформлении интерьеров Ярославского вокзала, ныне в ГТГ). С 1885 начал работать как театральный декоратор в Русской частной опере Мамонтова, первоначально по эскизам В.М. Васнецова и Поленова, затем — по собственным эскизам (опера «Аида» Дж. Верди, 1885, «Псковитянка» Н.А. Римского-Корсакова, 1886, где он делал костюмы и декорации специально «под Шаляпина»); новаторство Коровина в области театрально-декорационного искусства обусловило бурный успех оформленных им спектаклей. Наиболее блистательно мастерство Коровина-декоратора раскрылось в его работах для Большого театра (с 1900), где он не только придал русской опере на темы отечественной истории особый национальный дух и колорит («Руслан и Людмила», 1901, и «Жизнь за царя», 1904, М.И. Глинки, «Князь Игорь» А.П. Бородина, оперы Н.А. Римского-Корсакова: «Садко», 1906, «Сказание о невидимом граде Китеже», 1907, «Золотой петушок», 1909, «Снегурочка», 1911, «Сказка о Царе Салтане», 1913), но и тонко перерабатывал свои пейзажные натурные впечатления, сообщив оформлению спектакля своеобразную жизненную трепетность. В 1923 Коровин выехал для устройства выставки и лечения сына в Париж, где остался на постоянное жительство.

Брат Коровина, Сергей Алексеевич (1858, Москва — 1908, там же), живописец. Окончил МУЖВЗ в 1886; в русле традиций передвижников создавал гуманистические и критические по своей направленности произведения, в глубоко трагических и психологически-выразительных образах раскрывающие жизнь пореформенного крестьянства.

Литература: Коган Д., К. Коровин, М., 1964; Власова Р.И., К. Коровин. Творчество, Л., 1969; Молева Н.М., Жизнь моя — живопись. К. Коровин в Москве, М., 1977.

Источник: Москва. Энциклопедический справочник на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Коровин Константин Алексеевич — (1861-1939), русский живописец. Один из крупнейших мастеров пленэра. Учился в МУЖВЗ (1875-86) у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова и в петербургской АХ (1882). Преподавал в МУЖВЗ (1901-18), ГСХМ (1918-19); среди учеников — А. М. Герасимов, С. Художественная энциклопедия
  2. КОРОВИН Константин Алексеевич — КОРОВИН Константин Алексеевич (1861-1939) — российский живописец. Брат С. А. Коровина. Тонкий мастер пленэрной живописи. Эмоциональные пейзажи ("Зимой", 1894) и жанровые картины ("У балкона", 1888-89). Большой энциклопедический словарь