Конёнков Сергей Тимофеевич

(1874, деревня Караковичи, ныне Смоленской области, — 1971, Москва), скульптор, народный художник СССР (1958), действительный член Академии художеств (1954), Герой Социалистического Труда (1964). Учился в МУЖВЗ (1892—96) у С.И. Иванова и С.М. Волнухина вместе с А.С. Голубкиной (с которой его связывали впоследствии общность творческих устремлений и глубокое взаимное уважение), в 1899—1902 — в петербургской Академии художеств. Участвовал в выставках «Мира искусства»; член объединения Союз русских художников, его председатель в 1918—23. В 1902—23 и с 1945 жил в Москве. Первые значительные работы здесь выполнил в 1895—97 как мастер монументальной декорации — 6 выразительных по своей мощной пластике гипсовых кариатид доходного дома Перлова на 1-й Мещанской улице (ныне проспект Мира, 3); в 1905 творчески и очень индивидуально перетолковал образы античной мифологии в мраморных скульптурах и рельефах для вестибюля кофейни Филиппова на Тверской улице (ныне ресторан «Центральный»). В дни Декабрьского вооруженного восстания 1905 в Москве в составе боевой дружины принимал участие в защите баррикад на Арбате, где была его мастерская; события этих дней отразились в его творчестве («Рабочий боевик 1905 года Иван Чуркин», мрамор, 1906, Музей Революции в Москве). В 1900—10-х гг. обращался к дереву, создавая сказочные, фольклорно-мифологические образы («Старичок-полевичок», 1910, ГТГ), работал над психологически выразительными портретами, в том числе близких ему людей творческого склада (издателя П.П. Кончаловского, дерево, 1903—04, частное собрание в Москве; А.П. Чехова, мрамор, 1908, Дом-музей А.П. Чехова в Москве; скрипача Ф.Г. Ромашкова, бронза, 1909, частное собрание в Москве). Конёнков был особенно близок с семьёй Кончаловских, поддерживал дружеские и творческие связи с Ф.О. Шехтелем, И.В. Жолтовским, А.В. Щусевым, по инициативе которого выполнил белокаменные резные кресты на наружных стенах храма Марфо-Мариинской обители (1910), а также деревянный тонированный горельеф «Пиршество» для столовой дома Карповых (1910, ныне в ГТГ). В 1914—23 занимал большую скульптурную мастерскую в д. 3 на улице Большая Пресня, где собирались музыканты, актёры Художественного театра, живописцы П.П. Кончаловский, И.И. Машков, А.В. Лентулов, Г.Б. Якулов, поэт С.А. Есенин, портрет которого в дереве Конёнков выполнил в 1920 (Институт мировой литературы имени А.М. Горького). В 1916 здесь проходила первая персональная выставка произведений Конёнкова. С 1916 Конёнков — председатель Московского профессионального союза скульпторов. В 1917 участвовал в работе Комиссии по охране памятников искусства, в 1918 — в Коллегии по делам изобразительных искусств. Преподавал во Вхутемасе и студии Пролеткульта (1918—22). В 1918 в рамках плана монументальной пропаганды создал мемориальную доску «Павшим в борьбе за мир и братство народов» (барельеф, цветной бетон, была установлена на Сенатской башне Кремля, ныне в ГРМ), оригинальную по композиции скульптурную группу «Степан Разин со своей дружиной» (подцвеченное дерево, была установлена на Лобном месте, ныне в ГРМ). В 1923 для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки изготовил ряд монументальных деревянных фигур («Текстильщица», ГТГ). В 1924—45 жил в США. После возвращения на родину работал над классицистически строгим рельефным многофигурным фризом для Института геохимии АН (1953—54), произведениями, полными героической символики («Освобождённый человек», 1947, ГРМ), создавал глубоко-лирические и приподнято-оптимистические образы («Марфинька», мрамор, 1950, ГРМ; «Автопортрет», мрамор, ГТГ, 1954), исполнил портреты выдающихся деятелей науки и культуры (А.Б. Гольденвейзера, дерево, 1950, Музей-мастерская Конёнкова; И.П. Павлова, мрамор, 1952, Музей Революции; Н.Д. Зелинского, мрамор, 1952, ГРМ), памятники (хирургу А.В. Вишневскому, бронза, 1950, установлен на территории Института хирургии в Москве), надгробные памятники (М.М. Пришвину, 1955, на Введенском кладбище; В.В. Вишневскому, 1957, О.Ю. Шмидту, 1958, на Новодевичьем кладбище). Из дерева изготавливал мебель в виде причудливых фигур животных и птиц (кресло «Орёл», 1955, стул «Лебедь», 1955, стул со змеёй, 1958, все — в Музее-мастерской Конёнкова). Ленинская премия (1957), Государственная премия СССР (1951). Похоронен на Новодевичьем кладбище. В доме, где в 1947—71 жил Конёнков (Тверской бульвар, 28; мемориальная доска), открыт Музей-мастерская, где собраны многочисленные произведения скульптора. Именем Конёнкова в 1974 названа улица в Бибиреве.

Сочинения: Воспоминания. Статьи. Письма, т. 1—2, М., 1984.

Литература: Каменский А., Конёнков, М., 1962; Осокин В.Н., Волшебный резец. С.Т. Конёнков в Москве, М., 1981; Бычков Ю., Конёнков, 2 изд., М., 1985.

Е.М. Ивановская.

Источник: Москва. Энциклопедический справочник на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Конёнков Сергей Тимофеевич — (1874-1971), советский скульптор. Народный художник СССР (1958), действительный член АХ СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1964). Учился в МУЖВЗ (1892-96) у С. И. Иванова и С. М. Волнухина и в петербургской АХ (1899-1902). Художественная энциклопедия