Жилярди (Джилярди) Дементий (Доменико) Иванович

(1785, Монтаньола — 1845, Милан), архитектор, предствитель русского ампира. Сын И.Д. Жилярди, выходец из итальянской части Швейцарии. Обучался живописи в Академии художеств в Петербурге (с 1796) и в Академии искусств в Милане (1803—06). До 1810 изучал искусство и архитектуру Италии, затем вернулся в Россию, став помощником отца в архитектурном ведомстве московского Воспитательного дома. Интенсивная деятельность началась после пожара 1812 в Москве с проектирования здания аптеки и лаборатории Воспитательного дома и участием в восстановлении Кремля. Первой полностью самостоятельной работой Жилярди стало восстановление здания университета (1817—19); соорудил монументальный портик дорического ордера на главном фасаде и грандиозную полуротонду актового зала. Перестраивал Вдовий дом (1818—23), соединив разновременные части надстройкой третьго этажа и мощным портиком, затем — здание Екатерининского института (окончено в 1827), построив на фасаде монументальный десятиколонный портик. Крупной постройкой Жилярди в центре Москвы стал ансамбль Опекунского совета Воспитательного дома на Солянке (1820-е гг., совместно с А.Г. Григорьевым, постоянным помощником Жилярди и в дальнейшем). Одно из наиболее гармоничных произведений Жилярди — дом Гагарина (на Поварской улице), необычным приёмом в оформлении которого стали арочные окна с 2-колонной вставкой. На Никитском бульваре восстановил дом Луниных (1818—23), достроив главные сооружения и выведя их тем самым на красную линию улицы. Среди подмосковных построек Жилярди (в Гребневе, Поречье, Котельниках) наиболее значима усадьба Голицыных Кузьминки, или Влахернское, где им были перестроены флигеля барского дома, кухонный корпус (Египетский павильон), здание Померанцевой оранжереи, парадный въезд и Красный двор, реконструированы пристань и парковые сооружения, среди которых одна из лучших построек Жилярди — Музыкальный павильон Конного двора (1820—23). К крупнейшим работам Жилярди относится перестройка Слободского дворца в Лефортове для размещения в нём Ремесленного заведения и богадельни Воспитательного дома. Последняя крупная работа Жилярди в Москве — усадьба Усачёвых (позже Найдёновых) на Земляном валу, близ Яузы (1829—30), с парком, сочетавшим в себе регулярную и пейзажную планировку, монументальным и оригинальным садовым фасадом с пандусом и декоративной аркой.

Литература: Белецкая Е.А., Покровская З.К., Д.И. Жилярди, М., 1980.

Источник: Москва. Энциклопедический справочник на Gufo.me