Драгоценные и поделочные камни

(a. precious and semiprecious stones; н. Edel- und Schmucksteine; ф. pierres precieuses et decoratives; и. piedras preciosas y semi-preciosas) — минералы и горн. породы, используемые в ювелирно-камнерезном произ-ве для изготовления украшений и художеств. изделий. Драгоценные камни (Д. к.) отличаются (гл. обр. кристаллы) прозрачностью, красивой окраской, иногда радужной цветовой игрой, ярким блеском и др. оптич. эффектами. Особо ценятся долговечность (тв. 6-7 и более по шкале Мооса и хим. инертность) камня и редкость нахождения его в природе. Поделочные камни (П. к.) обычно представлены моно- и полиминеральными агрегатами с красивым цветом или рисунком, непрозрачными или просвечивающими в тонких сколах. Они хорошо полируются благодаря достаточно однородной мелкозернистой, тонковолокнистой или скрытокристаллич. структуре. Характерные особенности Д. и п. к. как полезных ископаемых — разнообразие представляющих их минеральных видов и разновидностей, непостоянная конъюнктура спроса, зависящая от моды, а также сравнительно небольшое кол-во крупных м-ний.

По особенностям применения и относит. стоимости различают: ювелирные (собственно драгоценные) камни I порядка — рубин, изумруд, алмаз, сапфир синий, II порядка — александрит, сапфир зелёный, оранжевый и фиолетовый, благородный опал чёрный, благородный жадеит, III порядка — демантоид, шпинель, благородный опал белый и огненный, аквамарин, топаз, турмалин, IV порядка — хризолит, циркон, кунцит, берилл жёлтый, зелёный и розовый, пироп, альмандин, бирюза, аметист, цитрин, хризопраз; ювелирно-поделочные I порядка — лазурит, янтарь, жадеит, нефрит, малахит, чароит, горный хрусталь бесцветный и дымчатый, II порядка — агат, амазонит, родонит, гематит-кровавик, эпидот-гранатовые и везувиановые породы; поделочные — яшма, мраморный оникс, обсидиан, гагат, кремень рисунчатый, графический пегматит, флюорит, лиственит, змеевик, кварцит цветной и авантюриновый, селенит, цветной мрамор и др. К Д. к. I порядка относят также органоминеральное образование — жемчуг.

Ювелирные камни применяются в дорогостоящих изделиях в оправе из благородных металлов. Цена их с учётом индивидуальных особенностей камня зависит от веса в каратах; для жемчуга за единицу расценки принят гран (0,25 кар). Мировые розничные цены на огранённые ювелирные камни высш. качества колеблются от 25 тыс. (I порядок) до 5-50 (IV порядок) амер. долл. за 1 кар. Д. к. I порядка входят в активы Госбанка СССР. Ювелирно-поделочные камни используются в относительно недорогих ювелирно- галантерейных изделиях, а также для производства камнерезных художеств. поделок — ваз, чаш, пепельниц, шкатулок, столешниц, скульптурных фигурок и т.д. Из П. к. изготавливают более дешёвые изделия. На мировом рынке ювелирно-поделочные камни в сырье или полуфабрикатах (опиленных блоках) оцениваются от 30-150 амер. долл. и более (I порядок) до 5-15, поделочные — от 0,1 до 1,5 амер. долл. за 1 кг.

Обработка Д. и п. к. включает распиловку, шлифовку и полировку при помощи алмазной крошки, ультразвуковой и лазерной технологий (см. Огранка). Прозрачным ювелирным камням чаще всего придаётся многогранная форма (фасеточная огранке бриллиантового, ступенчатого и комбинир. типов), а полупрозрачным, непрозрачным и содержащим минеральные включения, создающие эффект многолучевой звезды или "тигрового глаза", — сфероидальная (кабошонирование). Полированные камни произвольной формы получают с помощью искусств. окатывания (голтования).

Требования к качеству сырья в СССР утверждены Мин-вом геологии СССР, Мин-вом приборостроения СССР и нек-рыми др. мин-вами. Регламентируются допускаемые дефекты, влияющие на сортность камней (неравномерная и бледная окраска, мелкие или единичные включения, редкие трещины и т.п.), а также миним. размеры в зависимости от вида камня (мм): ювелирных от 1,5 до 4, ювелирно-поделочных от 5 до 150, поделочных от 100 до 150. Качество ряда Д. и п. к. может быть улучшено искусственно, напр. путём тепловой обработки и облучения усиливается или изменяется окраска берилла, топаза, циркона, аметиста, лазурита и др. Блёклые агаты, бирюза и др. микропористые минеральные агрегаты окрашиваются пропитыванием разл. пигментами. Мелкая крошка янтаря и бирюзы поддаётся укрупнению прессованием или цементацией.

Разработана технология синтеза Д. к.: в пром. масштабах выпускаются прозрачные корунды (в т.ч. имитирующие александриты), алюмомагниевая шпинель, изумруд, аметист, а также имитирующие алмаз кристаллы иттрий-алюминиевого и гадолиний-галлиевого гранатов (ИАГ, ГГГ, гранатит), титаната стронция (фабулит), кубич. окиси циркония (фианит) и др. Цены мирового рынка на синтетич. камни в десятки и даже тысячи раз ниже, чем на их природные аналоги, к-рые полностью сохранили своё главенствующее значение. Большая разница в ценах на природные и синтетич. камни повысила значение точной диагностики их природы, для чего используются различия в составе и кол-ве примесей-хромофоров, оптич. константах, микротвёрдости, люминесценции, газово-жидких и твёрдых включениях и т.д.

Выделяют следующие геол.-генетич. типы м-ний Д. и п. к. Эндогенная группа м-ний включает: магматические — кимберлиты с алмазом, пиропом и хризолитом, эффузивы основного состава с сапфиром, цирконом, хризолитом, эффузивы кислого состава с обсидианом и яшмовидными фельзитами, габбро-анортозиты с иризирующим лабрадором, пегматит с топазом, бериллом, турмалином, кунцитом, морионом, розовым кварцем, амазонитом, иризирующими полевыми шпатами, графическим пегматитом; гидротермально- метасоматические — грейзены с бериллом, магнезиальные скарны с рубином, шпинелью, гроссуляром, лазуритом, нефритом, метасоматиты с изумрудом, александритом, рубином, жадеитом, нефритом, хризолитом, хромдиопсидом, демантоидом; гидротермальные — с изумрудом, горным хрусталём (в т.ч. с аметистом), агатом, опалом, мраморным ониксом, гематитом-кровавиком; метаморфогенные — с рубином, сапфиром, альмандином, родонитом, яшмой. К экзогенной группе относят диагенетич. м-ния с янтарём и гагатом, кор выветривания с благородным опалом, бирюзой, хризопразом, малахитом, россыпные (аллювиально-делювиальные, делювиально- аллювиальные, аллювиальные, прибрежно- морские), древних конгломератов со всеми устойчивыми к выветриванию Д. и п. к. Большинство м-ний Д. и п. к. имеет сложное геол. строение с неравномерным распределением и невысоким содержанием полезного компонента, в связи с чем наиболее ответств. операцией геол.-разведочного процесса является опробование, проводящееся гл. обр. крупнообъёмным валовым способом. На основании геол.-разведочных работ выделяются 3 группы м-ний: с гнездовым, резко неравномерным распределением Д. и п. к. в отд. полостях; с вкрапленным, неравномерным, с участками концентрации; со сплошным прерывистым и непрерывистым. Разведочные и эксплуатац. горн. выработки на м-ниях проходят с огранич. применением ВВ во избежание измельчения ценных минералов.

В СССР создана совр. ювелирная и камнерезная пром-сть, использующая в осн. собственное минеральное сырьё, в т.ч. алмаз, изумруд, топаз, бирюзу, янтарь, лазурит, нефрит, чароит, родонит, а также синтетич. камни (корунд, ИАГ, фианит, аметист). Сырьевые ресурсы Д. и п. к. рассредоточены по многим странам мира (карта).

Драгоценные и поделочные камни

Осн. поставщиками Д. и п. к. на мировой рынок являются: в Европе — СССР (янтарь, топаз), Чехословакия (пироп); в Азии — Афганистан (лазурит, кунцит), Бирма (рубин, жадеит), Индия (сапфир, изумруд, альмандин, агат), Иран (бирюза), Китай (бирюза, нефрит), Пакистан (рубин), СССР (алмаз, лазурит, нефрит), Таиланд (сапфир, циркон, рубин), Шри-Ланка (сапфир, рубин, александрит, циркон, шпинель, гроссуляр, лунный камень); Австралия (сапфир, благородный опал, хризопраз, нефрит, родонит); в Африке — Ангола (алмаз), Ботсвана (алмаз), Гана (алмаз), Заир (алмаз, малахит), Замбия (изумруд, аметист), Зимбабве (изумруд, аметист), Кения (рубин, гроссуляр), Мадагаскар (берилл, турмалин, циркон, кунцит), Мозамбик (турмалин, берилл, кунцит), Намибия (алмаз), Сьерра-Леоне (алмаз), Танзания (рубин, цоизит), ЮАР (алмаз, пироп, тигровый глаз); в Сев. Америке — Канада (нефрит), Мексика (опал, агат), США (бирюза, турмалин, хризолит); в Юж. Америке — Бразилия (берилл, топаз, аметист, агат, изумруд), Венесуэла (алмаз), Колумбия (изумруд), Уругвай (агат). Данные о пром. и перспективных запасах Д. и п. к. не публикуются, за редким исключением, из-за слабой геол. изученности м-ний или в интересах сохранения коммерч. тайны. Суммарный объём добычи и междунар. торговли Д. и п. к. за рубежом не поддаётся учёту в связи с широко развитой контрабандой, наличием "чёрного" рынка, поглощающего лучшие камни, реэкспортом, несопоставимостью цен на сырьё и обработанный камень. Общее представление о масштабах коммерч. операций можно составить по офиц. статистич. данным по США, являющимся крупнейшим в мире потребителем Д. и п. к. Импорт в США этих камней, гл. обр. ювелирного алмаза и жемчуга, а также изумруда, рубина, сапфира в 1978 составил 2141 млн. долл. при экспорте 708 млн. долл. Центрами обработки Д. и п. к. за рубежом являются Антверпен, Амстердам, Париж, Тель-Авив, Нью-Йорк, Идар-Оберштайн (ФРГ), Сянган, Джайпур (Индия), Таиланд, Шри-Ланка и Бразилия. В СССР ограночные и камнерезные предприятия находятся в Москве, Ленинграде, Свердловске, Иркутске.

Более подробная информация об отд. Д. к. помещена в статьях Алмаз, Изумруд, Бирюза и др.

Е. Я. Киевленко.

Драгоценные и поделочные камни в декоративно-прикладном искусстве. Д. и п. к. издавна применяются в прикладном искусстве для выполнения деталей убранства интерьеров, ювелирных украшений, предметов культа, парадного оружия и символов власти. В поселениях позднего палеолита встречаются скребки и наконечники копий из яшмы и горного хрусталя. Для неолита характерно широкое использование кварца, яшм, нефрита, обсидиана, халцедона, оникса и янтаря. Эти камни служили украшениями, из них вырезали амулеты-обереги, фигурки богов. В эпоху бронзы камень стали помещать в металлич. оправу.

В цивилизациях Древнего Востока (в басс. pp. Нил, Тигр и Евфрат, Инд и Ганг) обработка и использование Д. и п. к. достигли высокого уровня. К кон. 4-го тыс. до н.э. в Шумере находят распространение цилиндрич. печати с геом. узором, вырезанным на агатах и халцедонах. Печати сер. 3-го тыс. до н. э. — свидетельство высокого развития камнерезного искусства, на них изображены сцены стр-ва храмов и ритуальных церемоний. Уникальными памятниками ювелирного искусства шумеров являются украшения из захоронения царицы Шубад (сер. 3-го тыс. до н.э.), обнаруженного близ г. Ур (многорядное ожерелье из золотых листьев и бусин из глазурованных паст, сердолика и лазурита). Для изделий из Д. и п. к., выполненных ювелирами и камнерезами Двуречья, характерны декоративность, полихромия и ритмичность сюжетных и орнаментальных композиций. В дальнейшем традиции шумерского искусства оказали непосредственное влияние на культуру Ассирии, Вавилона, Урарту, а также народов, населявших территорию Ирана и скифско-сарматские степи. Ювелирное искусство Египта в период Др. Царства (нач. 3-го тыс. до н.э.) представлено браслетами и фигурками-амулетами из гробниц близ Абидоса и Нагады. Золото этих украшений сочетается с линейным узором из аметистов, лазуритов и бирюзы. В нач. 2-го тыс. до н.э., с захватом терр. Нубии, увеличивается приток Д. и п. к.. Высокого совершенства достигла обработка горного хрусталя и цветных камней, освоены техника огранки кабошонов и "холодной эмали", при к-рой маленькие кусочки цветного камня и цветных стеклянных паст помещали между золотыми перегородками узора. Уравновешенность и ритм композиций, гармония цвета, присущие для искусства Др. Египта, привлекают в нагрудных украшениях с П. к. (лазурит, бирюза, карнеол) из гробниц фараонов Сенусерта II, Сенусерта III и Аменемхета II (кон. 20-19 вв. до ч. э.). Особой утончённостью отделки и высоким техн. совершенством использования отличаются изделия мастеров Нового Царства (16-11 вв. до н.э.). Сокровища гробницы фараона Тутанхамона (14 в. до н.э.) известны прекрасными украшениями из обсидиана, горного хрусталя, голубой и зелёной бирюзы, лазурита, сердолика, амазонита и коралла в сочетании с золотом и многоцветными пастами. Достигла совершенства обработка Д. к. Напр., несмотря на высокую твёрдость изумруда (известен в Др. Египте с 19 в. до н.э.), египтяне могли гравировать его, используя резные камни для перстней.

Богатство и разнообразие Д. и п. к. Индии и соседних с ней стран Юго-Вост. Азии обусловили их раннее и широкое использование в декоративно-прикладном искусстве древних цивилизаций басс. pp. Инд и Ганг. Памятники 3-1-го тыс. до н.э. дают представление о широком использовании и высоком качестве обработки Д. и п. к. в разнообразных ювелирных украшениях: диадемы и венцы, браслеты и накладки на стопу, запястья и сложные набедренные украшения, изобилующие крупными кабошонами камней. В Хараппе — одном из древнейших центров индийской цивилизации — обнаружен женский пояс (2-я пол. 3-го тыс. до н.э.), сплошь покрытый бусинами красного сердолика, зелёного стеатита, агата, яшм, амазонита, нефрита и афганского лазурита. Обилие цветного камня дополнялось жемчугом и стекловидными пастами. Традиционное для индийских украшений преобладание Д. и п. к. над материалом оправы, связанное с увлечением живописностью и полихромией, в значит. мере определено большим масштабом добычи разнообразных Д. и п. к. на терр. страны. В 8-9 вв. н.э. осваивается огранка Д. к. и их гравирование (предпочтительнее считалась огранка, при к-рой сохранялась б.ч. камня). Примерно в тот же период в украшениях знати начинают использовать рубины и сапфиры из Бирмы и Таиланда, индийские изумруды и алмазы. Часто цветным Д. к. резчики придавали форму многолепестковой розетки. Богатство колористич. решения изделий сочеталось с обилием жемчуга разл. форм и размеров. Несмотря на значит. влияние др. культур для искусства обработки Д. и п. к. Индии и поныне характерно богатство цвета, детализации почти неизменных в веках сложных орнаментальных композиций.

В Китае искусство резьбы по камню известно со 2-го тыс. до н.э. Широко использовались нефрит, издавна почитаемый на В., и разновидности кварца (аметист, раухтопаз, цитрин, морион, "волосатик" и празем). Из нефрита предгорий Куньлуня выточено церемониальное оружие с гравированным узором (ножи, топорики) времени династии Инь (16-11 вв. до н.э.). Камнерезное искусство 3-2 вв. до н.э. представлено коллекцией нефритовых изделий из погребений знати династии Хань. Для них характерны условность форм и стилизованный геом. орнамент. Вплоть до 11 в. в ювелирном искусстве Китая сильно влияние инд. и иран. мотивов. Средневековые резчики Китая в изысканных формах скульптурных композиций 16-17 вв. передавали тончайшие цветовые нюансы природной окрашенности розового кварца, аметиста (из м-ний Центр. Китая), нефрита и бирюзы. Особое внимание уделялось выявлению декоративных возможностей фактуры камня (рис. 1).

Драгоценные и поделочные камни. Рис. 1

Рис. 1. Сосуд для воды. Нефрит. Китай, 18 век. Музей искусства народов Востока, Москва.

В ювелирных изделиях более позднего времени Д. и п. к. — бирюза, кораллы, нефрит, жемчуг, малахит, а затем и шпинель вплетены в сложные, тщательно проработанные орнаментальные мотивы (сквозной прорезной или сканый узор в виде облаков, ветвей и цветов с фигурками мифологич. существ — драконов и фениксов.

У народов Центр. и Юж. Америки культура использования Д. и п. к. насчитывает многовековую традицию. На терр. совр. Бразилии, Мексики, Колумбии и Чили задолго до прихода европейцев использовались нефриты разл. оттенков, лазурит, бирюза, горный хрусталь, розовый кварц и изумруд. Техника резьбы по нефриту, считавшемуся священным, известна племенам майя с 9 в. до н.э. Древнейшая перуанская культура Чавин (сер. 2-го тыс. — 4 в. н.э.) оставила украшения из бусин лазурита и бирюзы, декоративные блюда, выточенные из крупных океанич. раковин, инкрустированные бирюзой. Украшения более позднего времени представлены сложными ожерельями. В них бусины и зооморфные фигурки идолов, выполненные из золота, перемежаются с раковинами и хорошо отполированными изумрудами, аметистами, горным хрусталём, розовым кварцем и бирюзой. В небогатых захоронениях встречаются ожерелья с лазуритовыми и кварцевыми бусинами. Разнообразие цвета, тонкая передача его оттенков присущи работам мастеров культуры Наска (1-е тыс. н.э.). Остатки архитектурных памятников, обнаруженных в культовом центре на берегу оз. Титикака, украшены кам. мозаикой. Сюжеты мозаичных композиций с вплетёнными в них стилизованными изображениями ящериц и змей, выполнены инкрустацией по золоту кусочками П. к. В Мексике известны монолитные культовые фигуры фантастич. животных, изготовленные из неотёсанных глыб порфира и нефрита. Они датируются культурой тольтеков — 5 в. н.э. Изделия цивилизации ацтеков (14 — нач. 16 в.) представлены украшениями из хорошо отполированных крупных дисков обсидиана, агата и горного хрусталя. Бирюза, привозившаяся с соседних терр., украшала символы жреч. власти и изображения верховного божества ацтеков — бога Солнца. Для этой культуры характерны высокая техника и совершенство отделки ювелирных изделий, сочетание необычных материалов — дерево и камень и т.п.. Эгейская культура Средиземноморья (Кипр, Родос, Сицилия, побережье Греции и Малой Азии, 3-2-е тыс. до н.э.) на раннем этапе ювелирного и камнерезного искусства находилась под влиянием вост. цивилизаций, особенно Др. Египта. Сюжеты изображений на геммах (резных камнях с изображением), выполненных из сердолика, агата и стеатита, связаны с природными мотивами (изображениями морских животных и растений). Искусство глиптики (резьбы по Д. и п. к.) классич. периода 5-4 вв. до н.э. представлено геммами на агате, сердолике, ониксе, сюжеты и композиции к-рых определялись образцами современных им скульптуры и миниатюры; в них подчёркнуты пластич. совершенство и гармония человеческого тела и природы. Выделяются работы известного резчика Дексамена Хиосского.

В эпоху эллинизма (кон. 4-1 вв. до н.э.) произошли большие изменения в обработке камня. Высокого совершенства достигло искусство резьбы и гравировки на аметистах и гранатах, из к-рых изготавливались инталии (геммы с углублённым изображением) для печатей и камеи (геммы с выпуклым изображением), к-рые ценились греками как драгоценность. В 4-3 вв. до н.э. центром их изготовления становится одна из столиц эллинистич. культуры — Александрия. В работах её мастеров сплетаются классич. традиции греч. скульптуры и др.-егип. искусства. В эпоху эллинизма в искусство антич. мира были привнесены характерные черты работ вост. ювелиров — полихромия и живописность. Поверхность золотых изделий изобиловала Д. и п. к., вставками из цветного стекла и эмалей.

Широкое применение Д. и п. к. в искусстве Др. Рима относится к 3 в. н.э. (ювелирные украшения, драгоценные сосуды, выточенные из камня, и т.п.). В изделиях сочетаются цветные Д. к. и др. материалы, размер металлич. оправы сводится до минимума. Широкий спрос на изделия из Д. и п. к. привёл к развитию ювелирного искусства, впервые начинается специализация мастеров, работавших с Д. и п. к. (шлифование, полировка, резьба и моделирование ювелирных изделий), к этому времени относится и создание первых имитаций Д. к.

Столица Византийской империи Константинополь благодаря удобному геогр. расположению была наряду с Багдадом и Каиром крупнейшим рынком Д. и п. к. В работах византийских ювелиров и резчиков по камню традиции антич. искусства органично сплетаются с орнаментальностью и обилием цвета, характерными для художеств. традиций Востока. Обширная коллекция камнерезных изделий — потиров (чаш для причастия), ваз и др. сосудов византийской работы, выточенных из яшмы, оникса, горного хрусталя, в богатой оправе хранится в соборе Сан-Марко в Венеции. Эмали, чернение, золотая насечка оправ дополняют роскошные тонкостенные сосуды византийских камнерезов. В качестве материала для камей были особенно распространены яшма, халцедон, стеатит, известны камеи на аметисте, лазурите, хризопразе, сапфирине. Развитие техники обработки камня позволило использовать для резьбы камей более твёрдый сапфир.

В Сасанидском Иране (3-7 в.) искусство резьбы по камню достигло высокого совершенства, большое распространение получили печати-геммы из Д. и п. к. Разнообразны по тематике изображения и надписи на камне (портреты царей и чиновников, мифич. существа иранского пантеона богов). Замечат. памятником является хранящаяся в Эрмитаже камея на тёмно-лиловом аметисте с изображением царицы Денак — супруги основателя династии Сасанидов. В 16-17 вв. в Иране (в Казвине, а затем Исфахане) выполнялись изделия, изобилующие бирюзой, турмалинами, топазами и жемчугом. Камни вплетаются в стилизованный узор трав и цветов, к-рый сплошь покрывает образцы шахского оружия и предметы конского убранства, троны (рис. 2).

Драгоценные и поделочные камни. Рис. 2

Рис. 2. Трон царя Бориса Годунова. Золото, бирюза, турмалин, жемчуг. Иран, конец 16 века. Государственные музеи Московского Кремля.

В ювелирном искусстве Турции 15-18 вв. воплотился многовековой опыт, накопленный мастерами народов Балканского п-ова и Малой Азии. В мастерских Стамбула создавались особенно роскошные изделия, украшенные алмазами, рубинами, изумрудами. Д. к. часто помещали в заранее подготовленные оправы в виде плода граната или цветка гвоздики. Такие фигурные запоны служили украшением парадного оружия, одежды и ювелирных изделий. Д. к. и золото использовались и для инкрустации сосудов из П. к.

В ювелирном искусстве Европы увлечение цветом камня (шпинель, альмандин, сердолик) было привнесено в 5-7 вв. племенами варваров. К раннему средневековью относятся предметы клада из Пьетроасы на терр. Румынии (сер. 1-го тыс. н.э.; бляшки, фибулы зооморфной формы) с характерным для европ. искусства этого времени почти сплошным покрытием изделий альмандинами и холодной эмалью красного цвета. Д. и п. к. в изделиях этого времени использовались в виде слегка подшлифованных галек неправильной формы. Замечат. памятником ювелирного искусства 10 в. является корона "Священной Римской империи", в элементах декора к-рой сказывается влияние византийских традиций. С развитием межрегиональной торговли в Средиземноморье и на Балтике в 13-15 вв. в Европу ввозятся вост. самоцветы. Увеличивается добыча Д. и п. к. в Саксонии, Богемии и Моравии, к-рые служат материалом для развивающихся художеств. ремёсел. Широкое распространение получают пиропы, добывавшиеся в Среднечешских горах с 13 в., и прибалтийский янтарь. Памятниками искусства чешских камнерезов сер. 14 в. служит убранство решётки капеллы Св. Креста в Карлштейне самоцветами Рудных гор, а также облицовка капеллы Св. Вацлава в соборе Св. Вита в пражских Градчанах, где использована пёстрая яшма с аметистовыми включениями (из-под Турнова). На базе местных агатов с 14 в. развивается камнерезный промысел в Германии в Идар-Оберштайне. В 14-15 вв. совершенствуется огранка Д. к. В чёткой графике декора ювелирных украшений искусства готики значит. место отводится огранённым Д. к. сине-лиловой гаммы, подчёркнутой белизной жемчуга. В кон. 14 в. выполнена корона англ. принцессы Бланки — одно из лучших произведений готики в ювелирном искусстве. С кон. 15 в. происходит значит. совершенствование огранки, связанное с увеличением притока Д. к. в эпоху Великих геогр. открытий (крупнейшие центры огранки — Милан, Венеция, Париж, Брюгге и др.). Большинство ювелирных изделий 16 в. украшено Д. к., огранёнными в форме таблицы (рис. 3).

Драгоценные и поделочные камни. Рис. 3

Рис. 3. Венец Большого наряда царя Михаила Романова. Прага, около 1600. Государственные музеи Московского Кремля.

Часто для усиления яркости цвета в каст (гнездо) под камень подкладывали цветную фольгу или атлас. Среди излюбленных типов ювелирных изделий эпохи Возрождения — драгоценные нагрудные подвески и украшения к шляпам. Часто материалом для них служили кабошон Д. к. причудливой формы или необычная жемчужина — barocca (причудливая, необычная). Светотеневые эффекты на шероховатой, с наплывами поверхности жемчужины будто усиливали природную перламутровую "игру". Камеи, выполненные итал. резчиками во 2-й пол. 16 в., свидетельствуют о высоком уровне их мастерства. В эпоху правления Медичи расцветает искусство флорентийской мозаики (инкрустации чёрного мрамора цветными П. к.). Ювелирные и камнерезные изделия эпохи Возрождения отмечены завершённостью композиций, фантазией, а их отделка тщательностью проработки. К созданию ювелирных изделий кон. 15 — нач. 17 вв. обращались великие мастера Д. Гирландайо (1449-94), А. Дюрер (1471-1528), X. Хольбейн Младший (1497-1543), Б. Челлини (1500-1571). Увеличение притока самоцветов из Цейлона, Индии, Сиама и Бирмы, алмазов из Индии и Бразилии, изумрудов из Колумбии, совершенствование бриллиантовой огранки предопределили последующее преобладание огранённого Д. к., особенно бриллианта, в ювелирном искусстве сер. 17 — кон. 18 вв. Пышные ювелирные украшения барокко и изысканно утончённые, прихотливые композиции рококо отмечены явным преобладанием Д. к. над металлом оправы. Он в изобилии украшает ожерелья и браслеты, кольца и серьги, эгреты (украшения для высоких причёсок и шляп), разнообразные броши, пуговицы и петли для кафтанов и камзолов, эфесы парадных шпаг и ставшие особенно модными табакерки. Зачастую заказывались украшения комплектами — парюрами, в к-рые входили предметы, сходные по подбору камней и декору. Для каждодневных украшений предпочитали коралл, особенно любимый в искусстве европ. барокко, агат и бирюзу. Для декоративных украшений интерьера наряду с Д. к. и металлами использовали необычные материалы — перламутровые раковины, скорлупу кокосового ореха и страусового яйца. Со 2-й пол. 17 в. повсеместно в Европе возрождается интерес к прибалтийскому янтарю, из к-рого наряду с украшениями стали выполнять декоративные кубки, вазы, коробочки и т.п. (иногда с резьбой). В 1701-65 из янтаря создаётся шедевр мозаичного искусства — Янтарная комната. В эпоху классицизма, стилистику к-рого определяло антич. искусство, яшмы, порфиры, светлые лазуриты, переливчатые флюориты стали использовать для украшения каминов, дворцовых ваз. В сер. 18 в. наступает время расцвета зап.-европ. глиптики и повсеместного увлечения изысканной красотой и уникальным характером камей. Одной из богатейших глиптотек мира обладала рус. императрица Екатерина II, эта коллекция легла в основу собрания гемм Эрмитажа. Камеи лучших мастеров 18 в. А. и Дж. Пихлеров (Италия), Ж. Гюэ (Франция), В. и Ч. Браунов (Великобритания) вдохновлены замечат. памятниками искусства античности, им присущи чёткая пластика, ясность и изысканность композиций (рис. 4).

Драгоценные и поделочные камни. Рис. 4

Рис. 4. Камеи "Танцующая вакханка" и "Аполлон Бельведерский" (Н. Морелли). Италия, 18 век. Государственный Эрмитаж, Ленинград.

Модным становится собирание П. к. с необычными узорами, халцедонов с дендритами, живописных коралловых образований, янтаря с разнообразными включениями. Это увлечение переносится и на предметы быта, выполненные из редких образцов Д. и п. к. Ювелирное искусство классицизма отдавало предпочтение Д. и п. к. светлых холодных тонов: алмазу, аквамарину, светлым аметистам и гиацинтам, ониксам, агатам, горному хрусталю. Их часто сочетали с камеями и эмалями серо-голубого цвета. С 40-х гг. 19 в. увеличивается произ-во украшений из чеш. гранатов. Вслед за аметистами из Юж. Бразилии и Уругвая на рынке Д. к. появляются уральские изумруды и австралийские опалы. На протяжении 19 в. техника обработки камня и ювелирного произ-ва механизируется. Меняется не только техника обработки ювелирных изделий с Д. и п. к., но и сам их ассортимент. Наряду с уникальными изделиями ручной работы ювелирный рынок наводнила массовая продукция пром. произ-ва. Ведущими среди ювелирных фирм Зап. Европы и Америки во 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. были фирмы, принадлежавшие Кастеллани, Картье, Тиффани и Бушерону. Крупнейшими центрами хорошо оснащённого ювелирного произ-ва становятся Идар-Оберштайн и Пфорцхайм в Германии, Бирмингем в Великобритании. В 20-30-е гг. 19 в. на смену торжественно эффектным украшениям стиля ампир приходят изящные изделия эпохи романтизма. С возникновением стиля "модерн" (кон. 19 — нач. 20 вв.) излюбленными материалами в камнерезных ювелирных изделиях наряду с золотом и эмалями мягких оттенков стали халцедон, агат, янтарь, жемчуг и такие Д. к., как алмаз, рубин, гранат и хризолит. Тонкие переходы цвета в узорах П. к. соответствовали льющимся линиям стилизованной орнаментации "модерна". Совр. украшения с Д. и п. к. разнообразны в стилистич. отношении. Наряду с украшениями дизайн-стиля, классич. и романтич. направлений ювелирное и камнерезное искусство периодически питают историч. и этно-графич. ретроспекции.

Д. и п. к. в прикладном искусстве народов, населяющих терр. СССР. Высокого совершенства достигло применение Д. и п. к. в ювелирном искусстве Закавказья в сер. 2-го тыс. до н.э. (золотой кубок и кулон, украшенные сердоликами, янтарём и пастами, имитирующими бирюзу, из кургана близ Триалети в Грузии; золотые браслеты, серьги и кольца, инкрустированные инд. гранатами, обнаруженные у с. Ашнак в Армении). Сочная полихромия отличает подбор камней клада из Дальверзин-Тепе в Узбекистане, датируемого 1 в. (нагрудное украшение с геммой, изображающей популярного в эпосе Др. Бактрии Геракла, золотое ожерелье с бирюзой и гранатами). К лучшим образцам мирового искусства относятся украшения из скифских и сарматских погребений Причерноморья и Прикубанья. Изделия т.н. скифского звериного стиля отмечены совершенством пластики, многокрасочностью, достигаемой за счёт использования цветных мастик и вставок из ярких Д. и п. к.. Техн. совершенством и богатством цветовых решений отмечено использование Д. к. (гранаты, изумруды, бирюза, жемчуг) в произведениях средневекового искусства Грузии 8-1-й пол. 12 вв. (сочетание перегородчатых эмалей и Д. к. на золоте в декоре дейсуса из Мартвили 8 в. и монументального Хахульского складня нач. 12 в.).

Культура Д. и п. к. Др. Руси обладает многовековой традицией. В славянских захоронениях Приднепровья археологи встречают ожерелья и серьги из сердоликов, светлого кварца и янтаря. Памятники домонгольской Руси украшают местные (светлые аметисты Кандалакши, янтарь и речной жемчуг) и привозные Д. и п. к. из Византии, Ср. Азии и Китая. На изделиях 11-13 вв. работы рус. мастеров Д. и п. к. встречаются в осн. в виде подшлифованных кабошонов неправильной формы. Асимметричные и гладкие, они сохраняют очарование естеств. красоты камня. Тонко разработан цвет в декоративном убранстве сокровищ Старорязанского клада 12 — нач. 13 вв.. Форма оправы Д. к. разнообразна. На изделиях златокузнецов 12-15 вв. наряду с объёмной глухой оправой встречается изящная, окаймлённая фестонами золотой ленты и невесомая узорчатая, образованная завитками скани оправа, позволяющая оттенить глубину и яркость цвета камня. Жемчуг и просверлённые камни закрепляли на шпеньке либо крапановой закрепкой. При необходимости симметрич. расположения кабошонов примитивной формы их помещали в каст необходимой конфигурации.

Точность соотношения цвета, фактуры и рисунка П. к. (яшм, горного хрусталя и т.д.) с материалом оправы, присуща мастерам Руси 14-15 вв., характерна для изготовленных в этот период ритуальных сосудов, облик к-рых отмечен благородным величием (яшмовый в золочёной оправе потир новгородской работы, 1330; золотой с алой мраморной чашей потир, 1449; серебряный потир с чашей из горного хрусталя, 1-я пол. 14 в.; др. изделия, собранные в музеях СССР). С укреплением централизованного гос-ва растёт богатство Московского двора. Работы придворных мастеров 16 в. характеризуются широким использованием драгоценных материалов и виртуозным применением сложных приёмов художеств. обработки (эмаль, чернение, чеканка, скань и т.п.). При всей роскоши изделий они отмечены ясностью форм и лаконичным благородством декорировки. Мастерами- резчиками искусно использованы тонкие переходы сложной окрашенности камня. Искусство рус. глиптики 16 в. представлено в собрании музеев Кремля группой крупных камей на агате. П. к. использовались для изготовления чаш, чарочек, черенков столовых вилок и ножей и в качестве мелких вставок в пуговицы и перстни (рис. 5, рис. 6).

Драгоценные и поделочные камни. Рис. 5

Рис. 5. Чарки. Серебро, оникс. Россия, 17 век. Государственный Исторический музей, Москва.

Драгоценные и поделочные камни. Рис. 6

Рис. 6. Нож и вилка столовые. Серебро, сталь, агат, эмаль. Россия, 17 век. Государственный Исторический музей, Москва.

Наряду с огранёнными Д. к., закупавшимися в Зап. Европе, русские золотых дел мастера применяли и камни московской огранки. В 1635 в Кремле начала работу Алмазная палата, где производилась огранка Д. к. Для ювелирного дела 17 в. характерно применение дорогих Д. к. (алмазов, изумрудов и рубинов), цвета к-рых соперничали с полихромными эмалями. Своеобразной реакцией на обилие цвета в ювелирных украшениях, предназначенных для парадных светских и церковных церемоний, является украшение шапки Мономаха второго наряда, выполненной в 1682, и алмазных венцов царевичей Ивана и Петра. В противовес цвету на первый план выдвинуто иное декоративное качество Д. к. — его блеск. Реформы Петра I оказали влияние на поиск отечеств, минерального сырья, а также создание первых гранильных предприятий (см. Петергофская гранильная фабрика, Екатеринбургская гранильная фабрика, Колыванская шлифовальная фабрика).

В ювелирном искусстве рус. барокко 1-й пол. 18 в. используется вся палитра Д. к.: алмазы, изумруды, хризолиты, рубины, гранаты и альмандины, сапфиры и аметисты рядом с неизменным обилием морского и речного жемчуга. Сближаясь с искусством Европы, рус. ювелирное искусство 18 в. сохраняет черты нац. своеобразия в создании предметов как традиц. характера, так и предметов нового, светского быта (рис. 7).

Драгоценные и поделочные камни. Рис. 7

Рис. 7. Табакерка. Серебро, оникс. Россия, начало 18 века. Государственный Исторический музей, Москва.

Для них характерны живописность, орнаментальный характер украшений, высокий техн. уровень исполнения. Произведения, выполненные в 50-60-е гг. 18 в., отмечены особым изяществом и техн. совершенством. Большой и малый букеты, серьги и диадема в виде вьющейся гирлянды цветов с бриллиантовыми пчёлками над ними составляют парюру, хранящуюся в Алмазном фонде СССР. Украшенные бриллиантами, поставленными на цветную фольгу, они передают оттенки розового, голубого, сиреневого и жёлтого цветов. Для украшений этого времени характерны объёмно-пространств. композиции (гирлянды цветов, каскады воды и т.п.; рис. 8, рис. 9).

Драгоценные и поделочные камни. Рис. 8

Рис. 8. Букет. Золото, драгоценные камни. Петербург, середина 18 века. Государственный Эрмитаж, Ленинград.

Драгоценные и поделочные камни. Рис. 9

Рис. 9. Портбукет. Золото, бриллианты, эмаль. Петербург, около 1770. Алмазный фонд СССР, Москва.

Сочетанию разных оттенков бриллианта с цветными Д. к. и эмалями в рус. ювелирном искусстве 50-70-х гг. 18 в. присущ тонкий изысканный колорит. Особенно эффектна игра бриллианта при подвижном креплении отд. деталей украшений, несущего камень (рис. 10).

Драгоценные и поделочные камни. Рис. 10

Рис. 10. Эгрет. Серебро, бриллианты, сапфиры. Петербург, 60-е годы 18 века. Алмазный фонд СССР, Москва.

"Веком бриллианта" называют ювелиры 18-е столетие. Бриллианты доминируют в парадных ювелирных украшениях, почти неприметной становится оправа. Шедеврами ювелирного искусства стали изделия петерб. мастеров И. Позье и Л. Дюваля (рис. 11). "Гимном бриллианту" называют большую императорскую корону, выполненную И. Позье в 1762 к коронации императрицы Екатерины II.

Драгоценные и поделочные камни. Рис. 11

Рис. 11. Л. Дюваль. Шпильки-корзиночки. Серебро, бриллианты. Петербург, конец 18 века. Алмазный фонд СССР, Москва.

В эпоху классицизма (кон. 18 — нач. 19 вв.) для ювелирных изделий из Д. и п. к. характерны стремление к чёткости и архитектоничности форм, строгая простота и лаконизм. Д. и п. к. используются и как отд. вкрапления в узор симметрично построенного классицистич. орнамента, так и сплошь покрывают поверхность декорируемого предмета (диадемы, броши, табакерки, орденские знаки, футляры для часов и т.п.; рис. 12, рис. 13).

Драгоценные и поделочные камни. Рис. 12

Рис. 12. Я. и Ж. Дювали. Малая императорская корона. Серебро, бриллианты. Петербург, 1801. Алмазный фонд СССР, Москва.

Драгоценные и поделочные камни. Рис. 13

Рис. 13. Звезда ордена Св. Андрея Первозванного. Золото, серебро, бриллианты, эмаль. Петербург, 1805?1815. Алмазный фонд СССР, Москва.

Излюбленными становятся светло-сиреневые аметисты, нежно-голубые аквамарины и особенно бриллианты. Они гармонично сочетались с серо-голубым цветом эмалей, создавая художеств. образ, полный изысканной красоты. Особое значение придавалось качеству огранки Д. к. и виртуозной чистоте их крепления. Для дневных украшений предпочитали агаты, ониксы, сердолики, авантюрин и бирюзу. Увлечение искусством античности нашло яркое проявление в распространении украшений с камеями. Их коллекционировали, ими украшали диадемы, черепаховые гребни для причёсок, браслеты, булавки для галстуков. Лучшие работы рус. глиптики эпохи классицизма связаны с Екатеринбургской гранильной ф-кой (камеи на двухцветной яшме "Посейдон" и "Народное ополчение", хранящиеся в Эрмитаже; (рис. 14).

Драгоценные и поделочные камни. Рис. 14

Рис. 14. Камея "Посейдон". Яшма. Екатеринбург, 1830. Государственный Эрмитаж, Ленинград.

Разработка отечеств, м-ний яшм, порфиритов, амазонита и родонита обеспечили сырьевую базу для последующего развития камнерезного искусства в России. С 80-х гг. 18 в. оно вступает в период расцвета. Работы камнерезов украшали интерьеры дворцов; стиль и технич. воплощение изделий согласовывались с общим живописным убранством помещений (рис. 15).

Драгоценные и поделочные камни. Рис. 15

Рис. 15. Ваза. Яшма. Россия, 1873. Государственный Эрмитаж, Ленинград.

В создании рисунков и чертежей для работ камнерезов принимали участие выдающиеся зодчие А. Н. Воронихин, К. И. Росси, И. И. Гальберг, А. П. Брюллов, К. А. Тон.

С открытием уральских малахитов и лазуритов Прибайкалья рождается искусство рус. мозаики — облицовка сложнопрофильных изделий из мрамора или змеевика тонкими плитками подобранного по узору малахита или бархатисто-синего лазурита. Мастера Урала владели и секретами флорентийской мозаики.

В 19 в. в Петербурге и Москве возник ряд крупных, хорошо оснащённых ювелирных предприятий (С. Е. Болина и др.; рис. 16, рис. 17, рис. 18).

Драгоценные и поделочные камни. Рис. 16

Рис. 16. Ваза. Серебро, нефрит, рубины, сапфиры, изумруды. Россия, конец 19 века. Государственный Исторический Музей, Москва.

Драгоценные и поделочные камни. Рис. 17

Рис. 17. Лоточек. Агат, алмазы, сапфиры, золото. Москва, конец 19 века, фирма С. Е. Болина. Государственный Исторический музей, Москва.

Драгоценные и поделочные камни. Рис. 18

Рис. 18. Настольные украшения. Серебро, малахит, родонит. Петербург, начало 20 века. Государственный Исторический музей, Москва.

В 19 — нач. 20 вв. широкую известность получают изделия из Д. и п. к. фирмы Фаберже. К-нач. 20 в. в Петерб. отделении (осн. в 1842) фирмы работала камнерезная мастерская (рис. 19, рис. 20).

Драгоценные и поделочные камни. Рис. 19

Рис. 19. Пепельница с фигурой медведя. Золото, серебро, поделочные камни. Петербург, конец 19 — начало 20 веков, фирма Фаберже. Государственный Исторический музей, Москва.

Драгоценные и поделочные камни. Рис. 20

Рис. 20. Подставка для сигары и нож для разрезания бумаги. Золото, серебро, нефрит, алмазы, рубины, Петербург, конец 19 — начало 20 веков, фирма Фаберже. Государственный Исторический музей, Москва.

Мировую славу фирмы составили работы ювелиров М. Перхина, Г. Вигстрема, А. Холмина и др. При воплощении творческих замыслов мастера фирмы старались выявить природную красоту камня, присущие ему декоративные качества. Фирма постоянно использовала Д. и п. к. отечеств, м-ний. Сочетание различных Д. и п. к, и сложных техн. приёмов художеств. обработки металлов при создании законченного выдержанного по стилю произведения требовало виртуозного мастерства и безукоризненного вкуса.

Совр. сов. художники-ювелиры охотно обращаются к работе с Д. и п. к. В Москве, Ленинграде, Свердловске, Киеве, Риге, Ташкенте и др. городах работают предприятия, где создаются ювелирные изделия из природных и синтетич. Д. и п. к. Используются и творчески развиваются художеств. традиции прошлого (рис. 21, рис. 22).

Драгоценные и поделочные камни. Рис. 21

Рис. 21. Броши, серьги. Серебро, пейзажная яшма. Свердловская ювелирная фабрика, 1962?1963. Государственный Исторический музей, Москва.

Драгоценные и поделочные камни. Рис. 22

Рис. 22. Брошь (Ю. И. Паас-Александро-ва). Серебро, агат-моховик. Ленинград, 1972. Государственный Исторический музей, Москва.

К числу ведущих сов. мастеров, работающих с Д. и п. к., относятся Ю. Паас-Александрова (Ленинград), М. А. Тоне и А. Г. Голиков (Москва), В. М. Храмцов (Свердловск), И. О. Урбан (Рига), Ф. Ф. Даукантас (Вильнюс), М. О. Maгомедова (Тбилиси).

Литература: Алмазный фонд СССР, в. 1-4, М., 1924-25; Шандровская В. С., Культура и искусство Ближнего и Среднего Востока IV тыс. до н.э. — XVIII в. н.э. и Византии IV-XV вв., Л., 1960; Ферсман А. Е., Драгоценные и цветные камни СССР. Избр. труды, т. 7, М., 1962; Амиранашвили Ш. Я., История грузинского искусства, M., 1963; Уткин П. И., Русские ювелирные украшения, М., 1970; Каган Ю. О., Западноевропейские камеи в собрании Эрмитажа, Л., 1973; Мартынова М, В., Драгоценный камень в русском ювелирном искусстве XII-XVIII веков, (пер. с англ.), М., 1973; Постникова-Лосевa M. M,, Русское ювелирное искусство, его центры и мастера XVI-XIX вв., М., 1974; Писарская Л. В., Платонова Н. Г., Ульянова Б. Л., Русские эмали XI-XIX вв., М., 1974; Павловский Б. В., Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала, M., 1975; Киевленко Е. Я., Поиски и оценка месторождений драгоценных и поделочных камней, М., 1980; Смит Г., Драгоценные камни, пер. с англ., 2 изд., М., 1984; Копылова В. И., Ювелирное искусство Урала, Свердловск, 1981; Тойбл К., Ювелирное дело, пер. с чешск., М., 1982; Неверов О. Я., Геммы античного мира, М., 1983; Корнилов Н. И., Солодова Ю. П., Ювелирные камни, М.г 1982; Самсонов Я. П., Туринге А. П., Самоцветы СССР, М., 1984; Menzhausen J., Das Grune Gewolbe, Lpz., 1968; Gregorietti G., Jewelry through the ages, L, 1969; Desautels P. E., The gem kingdom, N. Y., (1971); Evans J., A History of jewellery 1100-1870, (2 ed.), L, 1970; Webster R., Gems. Their sources, descriptions and identification, 4 ed., L, 1983; Schumann W., Gemstones of the world, L, 1977; Hughes G., A pictoral history of gems and jewellery, Oxf., 1978.

И. И. Гончарова.

Источник: Горная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Драгоценные и поделочные камни — Разнородная по минералогическому составу группа минеральных тел, которая делится на собственно драгоценные (самоцветы) и поделочные камни. К драгоценным камням (Д. Большая советская энциклопедия