Эпос

• Epos.

I. У греков.

Гомер обозначает эпические песни везде словом ἀοιδή, в то время как ἔπος, ἔπεα значит у него — слово, речь, рассказ и история, в противоположность к μῦθος, который заключает понятие о субъективном изображении и представлении исторического. Лишь позднейшие писатели, начиная с Пиндара, употребляют слово ἔπη для обозначения стихотворения эпического, в противоположность лирическому. Уже то простое соображение, что такой полный и законченный Э., как гомерический, не мог появиться в народе вдруг, без предшественников, должно убедить нас, что еще до Гомера существовала эпическая поэзия. Только этим можно объяснить у Гомера, между прочим, твердость и определенность представлений о мире и богах, постоянные эпитеты последних, краткие упоминания о героях и сказаниях о них, как, напр., о Персее (Il. 14, 320), о Геракле, аргонавтах (Ноm. Od. 12, 66), которые, очевидно были настолько известны, что Гомер мог напоминать о них своим слушателям самыми легкими намеками. Как греческая поэзия вообще, так и эпическая песнь в особенности, возникла, вероятно, у богатого песнями фракийского народа в Пиерии, под Олимпом и Геликоном, от которого по Элладе распространился культ муз, богинь песнопений, и поэты которого — Евмолп, Орфей, Мусей, Фамирис, считались отцами всякого рода поэзии. Между тем как стихотворство первых трех мифических певцов считается преимущественно жреческой поэзией мистико-энтузиастического рода, произведениями которой были космогонии, изречения оракулов, гимны и т. п., Фамирис (Il. 2, 594) является уже более эпическим певцом, вроде Фемия и Демодока. Поэзия гимнов, служащая культу, приняла мало-помалу эпический характер, вследствие того, что рассказывала, как и часть гомеровских гимнов, историю богов, их деяния и страдания. С этими мифическими сказаниями о богах и их почитании слились затем родовые и племенные сказания о царях и народах и дали материал для возникновения эпоса. Догомеровские певцы, выступавшие при празднествах и поэтических состязаниях и способствовавшие своим пением оживлению и веселью пиров при царских дворах, брали какое-нибудь коротенькое событие, незначительный по объему случай из богатого сокровища сказаний прежних времен и разукрашивали его своей поэтической фантазией. Так, Демодок воспел у феаков любовь Арея и Афродиты, а из круга троянских сказаний — ссору Ахиллея с Одиссеем и взятие Трои с помощью деревянного коня (Ноm. Od. 8, 74. 266. 499); Фемий, ифакский певец, воспел таким же образом печальное возвращение ахейцев из под Илиона. Ноm. Od. 1, 326. Таким образом, несомненно, что эпические песнопения были в ходу в большей части Греции уже задолго до Гомера, особенно же развились они у ионического племени, которое, живя под благословенным небом Малой Азии и островов, опередило прочие племена в духовном развитии и особенно в поэзии; а в этом племени Гомер прежде всех довел Э. до самой высокой степени развития. От древнейших певцов унаследовал он материалы и метрическую форму — дактилический гекзаметр, равно как и твердо определившийся эпический стиль; то и другое было Гомером развито и усовершенствовано и навсегда осталось принадлежностью греческого Э. Однако же Гомер существенно отличается от своих предшественников: они брали предметом своих кратких песнопений лишь отдельные деяния из мира героев или же внешним образом соединяли более длинные ряды их приключений; Гомер же из массы сказаний избирал один предмет и своим художественным творчеством, развивал его, следуя закону единства, в целый круг сказаний. Так, творения его, «Илиада» и «Одиссея», сделались прототипами героического Э. и служат вообще мерилом для характеристики этого рода поэзии. Эти произведения характеризуются спокойным, бесстрастным, но в то же время живым изображением объективного мира, которым, с точки зрения героического эпоса, является идеальная, полная высоких деяний мифическая древность со своими богами и героями (см. Homerus, Гомер). От обыкновенного героического Э. Гомера отличается дидактический религиозно-нравственный Э. эолийца Гесиода из беотийской Аскры (жившего приблизительно на 100 лет позже Гомера) и его школы (см. Hesiodus, Гесиод). Напротив, теснее примыкают к гомерическому Э. так называемые киклические Э. ионийцев, которые приблизительно с начала олимпиад писали в гомеровском роде, но уступали Гомеру по художественности и таланту и старались связать свои произведения с «Иллиадой» и «Одиссеей» таким образом, чтобы все вместе составляли одно большое мифологическое целое из круга троянских и родственных с ними героических сказаний, ср.: Welcker, der epische Cyclus Od. die homerischen Dichter (2 т., 1830 слл., 1 т., 2-е изд., 1865). В их произведениях недоставало истинного единства, гомерической полноты и мотивировки, они обращались к аллегории, к рефлексии, и часто даже с мифологической точки зрения не соглашались с Гомером. К кикликам принадлежит Стасин с острова Кипр, ок. ол. 1, который в кипрских песнях (τὰ ἔπη τὰ Κύπρια) рассказал события от свадьбы Пелея до начала Илиады; Арктин милетский, живший около того же времени, сочинил эпическое повествование, первая часть которого, Эфиопида, непосредственно примыкает к концу «Илиады»; здесь идет речь о походе и гибели эфиопского царя Мемнона, о смерти Ахиллея и о подвигах и самоубийстве Эанта; вторая часть имеет своим предметом разрушение Трои (Ίλίου πέρσις). Лесхес митиленский, ок. ол. 30, написал малую «Илиаду» (Ίλιὰς μικρά), как дополнение к большой, повествующую о военных событиях со спора о доспехах Ахиллея, и первого выступления в битву Неоптолема до взятия города. Между произведениями двух последних поэтов и «Одиссеей» являются Νόστοι (возвращение героев из под Трои) Агиаса или Гегиаса тройзенского; наконец, продолжением «Одиссеи» была «Телегония» Евгаммона Киренского в двух книгах, ок. 570 г. до Р. X., где в виде непосредственного продолжения Одиссеи, рассказывается история Одиссея со времени возвращения его до его смерти. Далее, существовала киклическая «Эдиподея» (быть может, соч. Кинефона), Фиваида, Эпигоны, Алкмеонида и т. д. Отрывки кикликов собрали Wüllner (1825), Müller (1829), Kinkel (1880). Со времени кикликов, с которых началось для Греции время рефлексии и начала развиваться поэзия лирическая, а затем и драматическая, Э., отличительная черта которого — объективное созерцание, отступает на задний план и теряет свою популярность. То, что у Гомера было естественным проявлением счастливого творческого гения, сделалось постепенно твердым правилом, которому приходилось следовать с искусственным расчетом, и над живым, полным художественной фантазии изображением получила перевес материальная сторона мифа и истории. Наступает период переходный, период брожения, в течение которого являются произведения Писандра из Камира на острове Родосе, ок. 648 г. до Р. X. (Гераклея, в 2 кн., в которых он впервые систематически изложил подвиги героя), Ксенофана колофонского, родился ок. 620 или 568 г. до Р. Χ. (Κτίσις Κολοφῶνος); Паниасида Галикарнасского, ок. 480 г. до Р. X. (Гераклея в 14 кн.) и пр. Этот период подготовил мало-помалу появление исторического Э., представителем которого является Хойрил самосский, ок. 404 г. до Р. X., написавший «Персеиду» (историю Персидских войн) (ср. превосходный труд Näke: Choerili Sam i i quae supersunt, 1817, с прибавлением, 1827), — равно как и ученого героического Э. Антимаха Колофонского, современника Хойрила; этому поэту следовали многие поэты александрийского периода, но большая часть их брала для своих произведений небольшие по объему сюжеты. Из ряда александрийских поэтов назовем Каллимаха (см. Каллимах), Риана из Бены на острове Крит, ок. 275-195 г. до Р. Χ. (Ήράκλεια, Ἀχαϊκά, Μεσσηνιακά) и Евфориона (см. Евфорион). Аполлоний Родосский (см.) пытался, в противоположность со своими современниками, возвратиться к простоте Гомера; но не достиг цели. Ок. 5 в. от Р. X. эпическая поэзия обнаружила еще раз на короткое время признаки жизни, вследствие изучения софистики в виде так называемого мифографического Э. К этому времени относятся: Квинт (Κόϊντος) Смирнейский (называемый Calaber, т. к. одна из рукописей его произведения найдена в Калабрии в 15 в.), бездарный подражатель Гомера в своем τὰ μεθ' 'Όμηρον (изд. Köchly, 1850; изд. текста 1853), далее Нонн из Панополя в Египте, написал в юности, будучи язычником, Э. Βασσαρικά или Διονυσιακά (мифы о Дионисе) и позже, уже христианином, — эпическую метафразу Евангелия от Иоанна; то и другое произведение сохранилось. Он является истинным поэтом того времени, который особенной обработкой гекзаметра, необычным риторически-страстным языком, игривой фантазией и высокопарным пафосом произвел впечатление новизны и пробудил на некоторое время интерес даже в тогдашний дряблый век; но все качества его поэзии совершенно противоречили характеру Э. Изд. Дионис. Gräfe (2 т., 1819) и Köchly (2 т., 1858); Метафразы — Passow (1834). Вероятно, к началу 6 в. относятся: Трифиодор (Tryphiodoros или Triphiodoros), грамматик из Египта, написавший Ίλίου ἄλωσις (изд. Wernicke, 1819, и Köchly, 1850), Коллуф из Ликополя в Египте, от которого сохранилась άρπαγὴ Έλένης (изд. Lennep, 1747, Bekker, 1816) и Мусей, оставивший маленький Э. τὰ καθ' Ήρὼ καὶ Λέανδρον, отличающийся изящностью и теплотой чувства; во всяком случае, это лучшее эпическое произведение времен Империи (изд. Passow, 1810, Möbius, 1814). Иоанн Цецес, ученый, но не обладающий вкусом грамматик из Константинополя заключает греческий Э. своими Ίλιακά, в 12 в. Изд. Jacobs (1793) и Bekker (1816). Рядом с мифическим или героическим эпосом, примыкающим к Гомеру, выступает так называемый дидактический Э. эллинов, в духе поэзии Гесиода. К этому разряду принадлежат философические стихотворения Ксенофана (περὶ φύσεως), Парменида из Елей, родился ок. 516 г. до Р. Χ. (περὶ φύσεως), Эмпедокла из Акраганта, ок. 444 г. до Р. Χ. (φυσικά и пр.), и александрийская дидактика; и тут и там поэтический элемент подчинен фактическому. Между александрийскими дидактиками упомянем Арата из Сол (Soli см. Солы) и Никандра колофонского, ок. 150 г. до Р. X., от которого сохранились Θηριακά (средство против укушения ядовитых змей) и Ἀλεξιφάρμακα (средство против отравления кушаньями), оба запутаны, тяжеловаты и без поэтических достоинств. Лучшее изд. О. Schneider'a (1856). В позднейшие римские времена и после Р. X. до византийских времен продолжали являться эти сухие, чуждые поэзии медицинские, астрономические, географические и другие практического направления стихотворения. Александрийские ученые ставили в число наилучших эпических поэтов Гомера Гесиода, Паниасиса, Антимаха и может быть Хойрила.

II. У римлян

Э. является тотчас же с началом их литературы, потому что уже Ливий Андроник переводил Одиссею, а Невий тотчас же занялся современной историей в своем bellum panicum. Энний пользовался греческим дактилическим размером вместо сатурния и в своих annales дал образец обработки национальной истории. После него надо назвать Гостия, Фурия, Акция; их историко-эпические произведения не сохранились. Цицерон воспел свое собственное консульство, П. Варрон Атацин секванскую войну Цезаря; и в первые времена императоров не было недостатка в поэтах, возвеличивавших события своего времени в эпических стихотворениях и панегириках. Позднее явились Лукан (Pharsalia), Сплий Италик (Punica), пока Клавдиан не закончил этого направления своими многочисленными эпическими произведениями в панегирическом духе. Весьма распространенная в Риме в 1 в. до Р. X. любовь к изучению александрийских писателей повела к занятиям героическим Э., но большая часть того, что сделано было в этой области поэзии, утрачено; эпические произведения Варрона, Гельвия Цинны, Педона, Фурия Бибакула, Юла Антония,'Эмилия Мацера и др. пропали; сохранились лишь Стаций (Thebais, Achilleis), Валерий Флакк (Argonautica), Клавдиан (raptus Proserpinae, Gigantomachia). Середину между обоими направлениями занимает Aeneis Вергилия, которая заслужила всеобщее одобрение обработкой отечественных сказаний и со стороны изложения сделалась образцом для последующих поэтов. С особенной любовью римляне во все времена занимались дидактической поэзией; здесь надо указать на обработку эпикурейской философии Лукреция, Georgica Вергилия, поэмы Овидия; но и в позднейшие времена писали в этом роде Граций Фалиск (Cynegetica), Манилий (Astronomie) и разные обрабатыватели Арата, Колумелла и Палладий (земледелие), Авзоний (Mosella), Авиен (география); наконец, в этой форме писались учебники риторики и метрики.

Источник: Реальный словарь классических древностей по Любкеру на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Эпос — (греч. éżpos — слово, повествование, рассказ) 1) Род литературный, выделяемый наряду с лирикой и драмой; представлен такими жанрами, как Сказка, Предание, разновидности героического эпоса, Эпопея, эпическая Поэма, Повесть, Рассказ, Новелла, Роман, Очерк. Большая советская энциклопедия
  2. эпос — эпос I м. Повествовательный — в отличие от драмы и лирики — род литературы. II м. Совокупность произведений народного творчества: народные песни, сказания, поэмы и т.п., объединенные единой темой или общей национальной принадлежностью. III... Толковый словарь Ефремовой
  3. эпос — ’ЭПОС, эпоса, мн. нет, ·муж. (·греч. epos — слово) (лит.). 1. Повествовательный род литературы (в отличие от драмы и лирики). 2. Совокупность произведений этого рода, объединенных общей темой, общей национальной принадлежностью, хронологией и т.п. Толковый словарь Ушакова
  4. эпос — ЭПОС, а, м. 1. Повествовательный род литературы (в отличие от драмы и лирики) (спец.). 2. Произведения народного творчества героические сказания, песни. Народный героический э. Богатырский э. | прил. эпический, ая, ое. Э. жанр. Э. стиль. Толковый словарь Ожегова
  5. эпос — -а, м. 1. Повествовательный род литературы в отличие от лирики и драмы. Над всеми отраслями поэтического творчества далеко преобладает так называемый гражданский эпос, или, проще, романы, повести и рассказы. Писарев, Реалисты. Малый академический словарь
  6. Эпос — В обычном словоупотреблении совокупность эпических произведений, с точки зрения теории поэзии, непрерывно повторяющийся в нас психический процесс претворения образов внешнего мира в формы художественного повествования. Наука о поэзии (поэтика, см. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  7. ЭПОС — Героический (от греч. epos — слово, повествование, рассказ). Дошел в виде как обширных эпопей ("Илиада", "Рамаяна", "Беовульф", "Джангариада", "Манас" и др.), так и коротких песен (исторические песни, рус. былины, южнослав. юнацкие песни и др. Советская историческая энциклопедия
  8. эпос — э́пос см. эпи́ческий. Этимологический словарь Макса Фасмера
  9. эпос — ЭПОС м. эпопея ж. греч. поэма степенного важного содержанья. Эпическое стихотворенье, героическое или вообще повествовательное, сказательное, противопол. драматическое и лирическое. Эпик эпический поэт. Толковый словарь Даля
  10. ЭПОС — В древней Индии — "Махабхарата" и "Рамаяна ", созданные сказителями-импровизаторами на санскрите как литературном наддиалекте в устной традиции за период приблиз. с VI—V вв. до н. э. по IV—V вв. н. Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
  11. эпос — ЭПОС -а; м. [от греч. epos — слово, повествование] 1. Спец. Повествовательный род литературы (в отличие от лирики и драмы). Великие мастера эпоса. Толковый словарь Кузнецова
  12. Эпос — (греч. epos – слово, повествование, рассказ, песня) – один из трех родов художественной литературы (наряду с лирикой и драмой), повествование, характеризующееся изображением событий, внешних по отношению к автору. Словарь по культурологии
  13. эпос — Эпоса, мн. нет, м. [греч. epos – слово] (лит.). 1. Повествовательный род литературы (в отличие от драмы и лирики). 2. Совокупность произведений этого рода, объединенных общей темой, общей национальной принадлежностью, хронологией и т. п. Большой словарь иностранных слов
  14. эпос — орф. эпос, -а Орфографический словарь Лопатина
  15. ЭПОС — ЭПОС (греч. epos — слово, повествование) — .. 1) то же, что эпопея, а также древние историко-героические песни (напр., былины)... 2) Род литературный (наряду с лирикой и драмой) — повествование о событиях... Большой энциклопедический словарь
  16. эпос — Э́пос/. Морфемно-орфографический словарь
  17. Эпос — ЭПОС (по-гречески означает повествование, рассказ) — один из трех родов, на которые делится поэзия (эпос, лирика, драма). Он ведет свое психологическое происхождение от того свойства нашей души, в силу которого нам недостаточно жить... Словарь литературных терминов