Эпиктет

• Epictētus, Έπίκτητος

родился в Гиераполе во Фригии, был долгое время в Риме слугою любимца Нерона, Епафродита, который впоследствии, пораженный его высоким умом и независимым духом, даровал ему свободу. После этого Э. слушал Музония Руфа и, совершенно предавшись стоическому учению, старался распространить его в Риме, но без особенного успеха. Когда, по приказанию Домициана, 94 г. по Р. X., все философы должны был оставить Рим, он отправился в Эпир, в г. Никополь, жил там до правления императора Адриана, учил, по примеру Сократа, в свободных беседах в колоннадах и на площадаях и привлек большое число учеников, к числу которых принадлежали и Арриан и Фавоний. Письменного он не оставил ничего. Арриан, по смерти учителя, опубликовал Έπικτήτου διατριβαί, в 8 книгах, из которых 4 сохранилось, и изложил, под названиям Έγχειρίδιον, главные пункты учения Э. в виде кратких положений. Оба эти труда издал Schweighäuser, с комментариями Симплиция и некоторыми позднейшими парафразами (Лейпциг, 1799, в 5 т.). Будучи далек от обычной гордости тогдашних стоиков, он пытался уже отжившему свой век и занимавшемуся лишь диалектикою и физикою греческому стоицизму противопоставлять учение о добродетели, смягченное понятиями сократовой философии. От исследований, не имеющих отношения к возбуждению и оживлению нравственности, он держался в стороне. Он отказывается от надменной мудрости стоиков и склонялся к более эклектическому направлению. Логике придавал он особое значение, как науке, ведущей к самопознанию и различению между добром и злом. Ифику основывал он не на принципе прежних стоиков, учивших, что надо жить в гармонии с природой, но исходил от самого человека. «Некоторые вещи находятся в нашей власти, как мнение, желание, отвращение и т. д., другие — нет; как наша физическая жизнь, слава, власть, вообще все, что не производится нами. Добро то, что соответствует истинной природе духа, зло — что противоречить ей. Следовательно, зло — заблуждение. Что не зависит от нас, то для нас — ἀδιάφορον; и добродетель состоит, таким образом, в устранении всего этого внешнего, нарушающего нашу свободу». Высшею основою жизни и учения Э. было поэтому терпение и умеренность (ἀνέχου καὶ ἀπέχου). В целом же его ифика менее направлена на объективное развитие идей и научные исследования, чем на практическое применение (ἐν τῆ χρήσει τῶν θεωρημάτων). Он не отрицал гадания, но не придавал ему никакой особенной цены, как относящемуся к внешнему миру; напротив, он разошелся с древнейшими стоиками в том, что допускал существование демонов или гениев, — хранителей, которых Зевс приставляет к каждому человеку.

Источник: Реальный словарь классических древностей по Любкеру на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Эпиктет — (Epíktetos — рабская кличка, буквально — «Прикупленный») (около 50 — около 138), греческий философ-стоик (см. Стоицизм). Был рабом одного из фаворитов Нерона, позднее отпущен на волю. Слушал лекции стоика Мусония Руфа. Большая советская энциклопедия
  2. ЭПИКТЕТ — ЭПИКТЕТ (Ἐπίκτητος – букв. «прикупленный», вероятно рабская кличка) из Гиераполя во Фригии (ок. 50 – после 120) – крупный представитель Поздней Стои. В юности был рабом Эпафродита, фаворита Нерона; вероятно, в 70-х – нач. 80-х гг. Новая философская энциклопедия
  3. Эпиктет — А, муж.; стар. Епиктет, -а. Отч.: Эпиктетович, Эпиктетовна; разг. Эпиктетыч. Производные: Пикта; Тета. Происхождение: (Греч. epiktetos — приобретенный.) Именины: 20 июля Словарь личных имен
  4. ЭПИКТЕТ — ЭПИКТЕТ (Epictetus) (ок. 50 — ок. 140) — римский философ-стоик; раб, позднее вольноотпущенник. "Беседы" Эпиктета, содержащие моральную проповедь (центральная тема — внутренняя свобода человека) — записаны его учеником Аррианом. Большой энциклопедический словарь
  5. Эпиктет — Эпиктет (рабская кличка, буквально «Прикупленный») (около 50 — около 140), древнегреческий философ-стоик. Был рабом одного из фаворитов Нерона, позднее отпущен на волю. Большая биографическая энциклопедия