Элегия

• Elegīa, τὰ ἐλεγεῖα

позже ή ἐλεγεία, род лирической поэзии. Έλεγεῖον означает двустишие, соединение гекзаметра и пентаметра, и под τὰ ἐλεγεῖα или ή ἐλεγεία греки понимали всякое написанное двустишиями стихотворение, без всякого отношения к содержанию. Поэтому в греческой Э. не следует искать нынешнего значения печальной песни, хотя слово ἔλεγος (неизвестной этимологии), которое положено в основу слова ἔλεγος, означало у греков печальную песнь под аккомпанемент флейты. Но т. к. Э. сначала не пелась, но читалась нараспев, то является вопрос, каким образом Э., не имевшая первоначально ничего общего с ἔλεγος, получила от него свое имя. Э. образовалась из эпоса около начала олимпиад у ионийского племени в Малой Азии, у которого возник и процветал также эпос; она была первым робким шагом от эпоса к лирике; в ней поэт, скрывающийся в эпической поэзии за самым сюжетом, взятым из прошлого, выступает сам со своими желаниями и чувствами и затрагивает настоящее. Но до свободного, высокого полета мыслей, который царил в развившейся лирике, элегики не поднимались; сюжеты, в которых они вращались, не охватывающие, как у эпиков, величественной картины жизни народов и великих катастроф целых племен, но избранные из ближайшей окружности, из отечества во более узком смысле, все еще настолько пленяли душу поэта, что его индивидуальность могла играть только второстепенную роль. Этому соответствует и близкое родство элегического двустишия с эпическим метром. Также и по языку и диалекту Э. примыкает к эпосу; в ней господствует, с небольшими отступлениями, эпически-ионический диалект. Можно различить три периода в элегической поэзии по племенам, которые ею занимались. Первое начало принадлежит ионийцам, за ними последовали аттики и в заключение явились александрийцы. Основателем Э. у греков считался обыкновенно Каллин Эфесский ок. ол. 1 (776 до Р. X.) или, по мнению других, несколько позже. О жизни его нам не известно ничего; до нас дошла еще от него одна Э. воинственного характера, в которой он пробуждает своих вялых соотечественников к мужественной борьбе против врагов. Вероятно, и его остальные Э. имели воинственный или политический характер, как Э. его ближайших последователей, Тиртея, Солона, Феогниса и отчасти Архилоха (см. Iambographi, Ямбографы), Мимнерма, Ксенофана. К древнейшим элегическим поэтам принадлежит также Асий Самосский, бывший вместе с тем и эпиком (см. Parodia, Пародия). Политическая Э. любила вставлять краткие изречения (гномы, сентенции) политического и мифического характера, как добытые результаты житейской мудрости; поэтому вышеназванные поэты, как Солон, Феогнис и Ксенофан, называются также гномическими поэтами. Со временем Э. удалилась от политической жизни в более скромный круг частной жизни, вследствие чего потом возникла симпотическая (застольная), эротическая (любовная) и френетическая (печальная) Э. Начатки симпотической Э. видны уже у Архилоха, френетическую особенно развил Симонид Кеосский, эротическую Мимнерм. Предшественником александрийского искусства был Антимах; особенно выдавались Александр Этолийский, Гермесинакт, Фанокл, Эратофен, Филета и Каллимах. Э. сделалась более ученым родом поэзии и имела большое влияние на римскую Э., особенно на Проперция. Э., особенно политические, читались отчасти в больших публичных собраниях, но большинство — на праздничных пирушках (симпосиях). На последних громкому, живому чтению предшествовала игра на флейте, и тою же игрою оно прерывалось время от времени. В позднейшие времена, вероятно, френетические Э. сочинялись для пения с аккомпанементом флейт. Лучшее собрание фрагментов греческих элегиков: Bergk, poet. lyr. Graeci, p. II (4-e изд., 1882); Хрестоматия; Schneidewin (1838) и в Антологиях Stoll'я и Buchholz'a. В Риме Э. особенно процветала во времена после Республики. Катулл первый между элегиками, за ним следует Корнелий Галл; особенно выдаются Тибулл, Проперций и Овидий, и еще в 1 в. от Р. X. Э. была модным родом поэзии. Особенно процветала эротическая Э.

Источник: Реальный словарь классических древностей по Любкеру на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. элегия — -и, ж. 1. Лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Элегия собственно есть песня грустного содержания. Белинский, Разделение поэзии на роды и виды. Поэт влюблен, и вот он пишет стансы о силе страсти; он грустен и сочиняет скорбную элегию. Малый академический словарь
  2. Элегия — (греч. elegeia, от elegos — жалобная песня) литературный и музыкальный жанр; в поэзии — стихотворение средней длины, медитативного или эмоционального содержания (обычно печального), чаще всего — от первого лица, без отчётливой композиции. Большая советская энциклопедия
  3. Элегия — (греч. elegeia, родств. elegeton — дистих и elegos — траурное пение в сопровождении авлоса) — первоначально поэтико-муз. лирич. жанр в иск-ве Др. Греции. Э. представляли собой небольшие произв., состоящие из элегич. Музыкальная энциклопедия
  4. элегия — орф. элегия, -и Орфографический словарь Лопатина
  5. элегия — Эле́г/и/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  6. элегия — Немецкое – Elegie (жалобная песнь). Французское – elegie (печальная песнь). Английское – elegy (жалобная песнь). Латинское – elegia (причитания, скорбная песнь). В русском языке слово «элегия» известно с начала XVIII... Этимологический словарь Семёнова
  7. элегия — ЭЛЕГИЯ и, ж. élégie f. <�гр. elegeia. 1. Лирическое стихотворение, проникнутое грустью, печалью. БАС-1. Элегия. Род стихотворного сочинения, которым описуются печальныя или полюбовныя дела. Кантемир. Словарь галлицизмов русского языка
  8. Элегия — ЭЛЕГИЯ — стихотворение с характером задумчивой грусти. В этом смысле можно сказать, что бопылая часть русской поэзии настроена на элегический лад, — по крайней мере, исключая поэзию новейшего времени. Словарь литературных терминов
  9. элегия — см. >> жалоба Словарь синонимов Абрамова
  10. элегия — ЭЛЕГИЯ -и; ж. [греч. elegeia от elegos — жалобная песня] 1. Лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Романтическая э. Сочинить элегию. Толковый словарь Кузнецова
  11. Элегия — (греч. elegeia) 1) жанр лирической поэзии, стихотворение грустного содержания; 2) вокальная или инструментальная музыкальная пьеса задумчивого, печального характера. Словарь по культурологии
  12. элегия — Элегии, ж. [греч. elegeia]. В античной поэзии – стихотворение, написанное двустишиями определенной формы, первонач. разнообразного содержания, а впоследствии, в римской поэзии, преимущ. любовного содержания и печального тона (лит.). Большой словарь иностранных слов
  13. ЭЛЕГИЯ — ЭЛЕГИЯ (греч. elegeia) — .. 1) жанр лирической поэзии; в ранней античной поэзии — стихотворение, написанное элегическим дистихом, независимо от содержания; позднее (Каллимах, Овидий) — стихотворение грустного содержания. Большой энциклопедический словарь
  14. элегия — эле́гия элеги́ческий. Через нем. Еlеgiе, elegisch – то же из лат. еlеgīа, которое пришло в лат. из греч. ἐλεγεία (ᾠδή) наряду с ἐλεγεῖον (μέτρον), производные от ἔλεγος "причитание, скорбная песнь", источник которого ищут в фриг. (Гофман, Gr. Wb. 78; Вальде–Гофм. I, 399; Буазак 240). Этимологический словарь Макса Фасмера
  15. элегия — элегия I ж. устар. Грусть, меланхолия. II ж. 1. Поэтический жанр в литературе XVIII — начала XIX в. 2. Лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Толковый словарь Ефремовой
  16. элегия — ЭЛ’ЕГИЯ, элегии, ·жен. (·греч. elegeia). В античной поэзии — стихотворение, написанное двустишиями определенной формы, ·первонач. разнообразного содержания, а впоследствии, в римской поэзии, преим. любовного содержания и печального тона (лит.). Толковый словарь Ушакова
  17. элегия — ЭЛЕГИЯ ж. жалобное, грустное, унылое стихотворенье. В первой четверти этого века было много элегических писателей. Толковый словарь Даля
  18. элегия — ЭЛЕГИЯ, и, ж. 1. Лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Романтическая э. 2. Музыкальная пьеса задумчивого, скорбного характера. | прил. элегический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова