Эзоп

• Aesöpus, Αἴσωπος

1. по греческим преданиям, автор басен; малочисленные древние показания относительно обстоятельств его жизни послужили, с сильной примесью вымысла, материалом для биографии, приписывавшейся константинопольскому монаху Максиму Плапуде и имеющей скорее характер романа. Э. стоит на границе времен мифического и исторического, называется современником Солона и 7 мудрецов, уроженцем Фракии или Фригии. Остальные показания, напр. о господах, рабом которых он был, пока не вышел на волю, о пребывании его у лидийского царя Креза, о том, как Э., явившись в Дельфы послом Креза, был обвинен дельфийцами в святотатстве и свергнут со скалы Гиамнейи (Hat. 2, 134); наконец, позднейшее сказание, будто это был уродливый шут, совсем не заслуживают внимания. Э. можно считать не изобретателем басни (см. Fabula, Фабула) по ее содержанию, а только основателем и представителем басни как особой формы в греческой литературе. Его прозаические μῦθοι (Plat. Phaed. 4 говорит, что Сократ, находясь в тюрьме, переложил некоторые из них в стихи), долго сохранявшиеся только в устном предании, воспроизводя характеры и типы действительности без всякой идеализации, служили выражением житейской, практической мудрости, смышлености и даже лукавства. Первое письменное собрание таких μΰθοι или λόγοι Αίσώπειοι было сделано Димитрием Фалерейским (300 г. до Р. X.); во времена Северов явился обширный сборник Бабрия (см. Βάβριος, Бабрий): здесь «Эзоповы» басни были пересказаны стихами-холиямбами; затем в различные времена и различными лицами холиямбические басни Бабрия опять были перелагаемы на прозу, в которой, впрочем, часто сохранялись следы первоначальной стихотворной формы. Вследствие такой истории сборников басен их число, порядок, изложение в разных рукописях и изданиях весьма различны. Последнее издание (Fabulae Aesopicae coll. Halm., 1852) содержит 426 басен. ср.: Welcker, kl. Schriften II, стр. 228-263. Keller, Fleckeisen's Janrb. Suppl. IV, стр. 309 — 412;

2. Clodius Aesöpus, знаменитый актер, современник и друг Цицерона, часто о нем упоминающего с величайшей похвалой (Sest. 56. Cic. tusс. 2, 17. Cic. fin. 5, 22. de div. 1, 37. Cic. de or. 1, 64. 3, 26); так же был велик в трагедии, как его современник Росций в комедии (Horat. ер. 2, 1, 82: quae gravis Aesöpus, quae doctus Roscius egit. Quint. 11, 1, 111: R. citatior, Aes. gravior; что, вероятно, должно означать большую тонкость и живость игры у Росция и более глубокое психологическое действие игры Э.). Художественно исполнял первые трагические роли, напр. Агамемнона, Эанта, Андромахи. Но, судя по Cic. or. 31, Э. играл и в комедии. Сам Помпеи удостоивал его своей дружбы, а народ щедро вознаграждал, т. ч. Э. оставил после себя значительное состояние. В последний раз играл при освящении построенного Помпеем театра (65 г. до Р. X.).

Источник: Реальный словарь классических древностей по Любкеру на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Эзоп — I Эзо́п (Áisopos) древнегреческий баснописец 6 в. до н. э. По преданию, Э. был фригийцем, вольноотпущенником, служил при дворе лидийского царя Креза и погиб насильственной смертью в Дельфах. Биографические сведения о нём легендарны. Большая советская энциклопедия
  2. Эзоп — орф. Эзоп, -а Орфографический словарь Лопатина
  3. ЭЗОП — ЭЗОП — древнегреческий баснописец (6 в. до н. э.) — считавшийся создателем (канонизатором) басни. Легенды рисуют Эзопа юродивым, народным мудрецом (в обличье хромого раба) — безвинно сброшенным со скалы. Большой энциклопедический словарь
  4. эзоп — Эзоп м. Древнеримский баснописец (VI в. до н.э.), считавшийся создателем басни как жанра. Толковый словарь Ефремовой
  5. Эзоп — Эзоп древнегреческий баснописец (VI в. до н. э.), считающийся создателем (или канонизатором) басенного жанра. Легенды рисуют Эзопа юродивым народным мудрецом, в обличье хромого раба, безвинно сброшенным со скалы. Большая биографическая энциклопедия
  6. эзоп — ЭЗОП, ЭЗОПОВСКИЙ, ЭЗОПСКИЙ. см. езоп и т.д. Толковый словарь Ушакова