Семь мудрецов

• Sapientes septem, οἰ ἐπτὰ σοφοί

мужи, которые были истинными благодетелями окружающей их среды не только выдающейся нравственной силой и глубокой житейской опытностью, но и проницательностью ума и ясностью мыслей. Cic. de or. 3, 34. Таким образом, преимущественно бросается в глаза то политическая их деятельность, то поэтическая. Питакк из Митилены в Лесбосе, Солон, Клеобул из Линда в Родосе и Периандр Коринфский были законодателями и военачальниками или предводителями и повелителями своих родных городов; Хейлон, эфор в Спарте, был предметом удивления столько же за свой зоркий политический взгляд, сколько и за свойственный ему способ выражаться, получивший от него название хейлоновского; Фалет милетский и Биант из Приены в Карии выступают советниками царей и народов; первый из них побудил ионян основать великий союз, сосредоточенный в общем совете в Теосе; он также провожал Креза в поход его против персов и сухим путем переправил его войско через реку Галис, воду которой он ранее отвел. Биант же удержал того же царя от морской войны с греческими островами и при вторжениях персов советовал ионянам оставлять свои города в Азии и переселяться в Сардинию. Hdt. 1, 27. 170. Некоторые исключают из этого числа Периандра (см. Периандр) и называют вместо него другого того же имени или Мисона. Нельзя не признать, что отличительные черты этих мужей, которые все принадлежат к одному и тому же времени, тесно связаны с характером дорического племени; поэтому и Платон совершенно справедливо называет их последователями, любителями и учениками лакедемонской дисциплины и находит сходство между гномической и лаконской речью; четыре из них были даже дорического происхождения, пятый спартиат. Им приписываются не всегда одни и те же изречения: Питаку — καιρòν γνῶθι, хорошо рассчитывай время; Солону — μηδὲν 'άγαν, ничего чересчур, Клеобулу — μέτρον 'άριστον, мера — самое лучшее (соблюдай во всем меру), Периандру — μελέτη τò πᾶν, все обдумывай; Хейлону — γνῶθι σεαυτόν, познай самого себя (эти слова приписываются также Солону, причем Хейлону — τέλος ὀρᾶν μακροῦ βίου, предусмотрительность свойственна долгой жизни); Фалету — ἐγγύα, πάρα δ''άτη, поручительство причиняет тебе горе; Бианту — οἰ πλείους κακοί, в толпе нет добра. Краткие их изречения не столько носят на себе отпечаток глубокомыслия и необыкновенной мудрости, сколько свидетельствуют об ясной и поражающей, подобно молнии, правде и дельных воззрениях, основанных на собственных твердых началах (ср. Γνώμη, Гномическая поэзия). Поэтому они находились под особенным покровительством пифийского Аполлона, притчеобразные оракулы которого имели некоторое внутреннее родство с их мудрыми краткими изречениями.

Источник: Реальный словарь классических древностей по Любкеру на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. СЕМЬ МУДРЕЦОВ — СЕМЬ МУДРЕЦОВ – древнегреческие представители ранней этической рефлексии, выражаемой в близких к пословицам, кратких и, как правило, императивных «сентенциях» («гномах») на темы «житейской мудрости», но отличающихся от фольклорных пословиц... Новая философская энциклопедия
  2. СЕМЬ МУДРЕЦОВ — СЕМЬ МУДРЕЦОВ — в древнегреческой интеллектуальной традиции группа исторических лиц (гл. обр. государственных и исторических деятелей 7-6 вв. до н.э.), жизненная мудрость которых, выраженная в императивных кратких сентенциях, стала известна всей Элладе. Новейший философский словарь
  3. СЕМЬ МУДРЕЦОВ — "СЕМЬ МУДРЕЦОВ" — древнегреческие авторы кратких сентенций ("гном") на темы житейской мудрости (напр., "познай самого себя" Фалеса, "ничего слишком" Солона и т. п.). Состав "Семи мудрецов" в различных источниках варьируется (всего 17 имен в разных комбинациях). Большой энциклопедический словарь
  4. Семь мудрецов — (οί έπτα σοφοί) — мудрецы древней Греции, жившие в VII и VI вв. до Р. Хр. и излагавшие свои мысли в кратких образных изречениях, или гномах. У различных авторов имеются различные указания как на имена и число древнегреч. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона