Сатира

• Satĭra

старинное satura scil. lanx, означало собственно блюдо, которое referta variis multisque primitiis sacris Cereris inferebatur (Diomedes, Диомед), но затем и другие предметы, состоящие из разных специй и частей, равно как и песни разнообразного, не приведенного в порядок содержания. Поэтому это название подходит только к старейшей форме и свойству С. Самая древняя satira состояла из веселых представлений латинской молодежи, комических рассказов и песен, сопровождаемых игрой на флейте и танцами с пантомимой; таким образом, она, будучи наполовину драматической, образовала затем переходную форму от древних фесценнинских фарсов (carmina Fescennina, они были перенесены из местечка Ферценнии в Южной Этрурии в Рим и состояли из насмешек и ругательств, котрыми молодые римляне, опьяненные наслаждениями и вином, осыпали друг друга в форме попеременных стихов, которые хотя и были ритмическими, но не имели определенного размера, см. Horat. ер. 2, 1, 145 слл. и также толкователей этого места) к настоящим драмам, какие создавал и вводил Ливий Андроник. Эти драматические С. были экспромтами без единства содержания, плана и связи мыслей. Когда драма развивалась все более самостоятельно и по правилам искусства, народная драматическая поэзия перешла отчасти в ателланы, отчасти же продолжали существовать старинные народные шутки-водевили (saturae) и со временем, вероятно, стали также записываться на бумаге и достигли известной степени совершенства. Поэтому писатель ателлан Помпоний и драматические писатели Невий (Naevius) и Пакувий называются сочинителями С. (saturae). Однако мало-помалу первоначальное свойство С. значительно изменилось. Енний принялся первый за дальнейшее преобразование ее; его не драматические С., предназначенные только для читателей, имели с древними С. общими только единство содержания, формы и размера, но отличались от них большей серьезностью. Поэтому Гораций справедливо считает его изобретателем (inventor) С. (sаt. 1, 10, 48) и Graecis intacti carminis auctor (ib. 66). Но переход от древней С. (satura) к новой дидактической С. (satira) образовали стихотворения Луцилия, которые, хотя все еще представляли пеструю смесь по содержанию и по форме, но уже давали критические очерки современной жизни и приняли такое направление, которое вполне соответствовало сложившимся тогда обстоятельствам и которому следовали и другие, напр., Варрон Атацинский (Hor. sаt. 1, 10, 47); Гораций затем довел этот род поэзии до совершенства. Его примеру следовали сатирики Персий и Ювенал, С. которых сохранились. В этой новой С. мы замечаем два явления: с одной стороны, идеал, витающий в душе поэта, а с другой стороны, действительность, противящуюся этому идеалу. Выражение этого разногласия между идеалом и действительностью и производимое им впечатление у различных поэтов различны: Луцилий и Гораций остаются при этом в веселом расположении духа, Персий делается язвительным, Ювенал негодует и карает, Марциалу все это кажется забавным, Петронию комичным. Скоро после Луцилия выступил М. Теренций Варрон со своими С., которые не только возвратились к способу Енния, но зашли даже еще дальше, т. к. в них не только соединялись разные размеры, но и перемешивалась проза со стихами и в содержании была такая же пестрота с переходом от одного предмета к другому и возвращением к первому. Эта формальная особенность Варроновой С. нашла подражание в Apocolocyntosis Сенеки, в Satiricon Петрония, в Caesares Юлиана. С. Варрона примыкали к сочинениям циника Мениппа (см. Менипп, 5) из Гадары в Палестине, и поэтому некоторыми назывались satirae Cyniсае, а им самим — satirae Menippeae. Cic. acad. 1, 2, 8. Но Варрон не нашел себе подражателей; С. осталась верной тому пути, который избрал Луцилий и по которому вел и усовершенствовал ее Гораций. К главным писателям этого нового направления, кроме Горация, принадлежал, может быть, Юлий Флор; затем между Персием и Ювеналом по времени следуют Турн и Сульпиция, одновременно с Ювеналом жил Юлий Руф. К ним причисляют еще Рабирия, Силия, Габия Басса, Манлия Вописка, Деция Албина, Рустика Ельпидия и Евхерию. Сюда же до некоторой степени принадлежат метаморфозы Л. Аппулея, сочинение Тертуллиана de pallio, произведение Марциана Капеллы, стихотворения Клавдиана in Eutropium и in Rufïnum. Поэтому Квинтилиан (10, 1, 93) говорит справедливо о С.: satira quidem tota nostra est, ибо весь этот род поэзии чужд грекам и есть истинно римское произведение. ср.: Fritzsche, Einl. z. Ausg. d. Sermonen des Horaz, I, p. 7 слл.

Источник: Реальный словарь классических древностей по Любкеру на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Сатира — (лат. satira, от более раннего satura — Сатура, буквально — смесь, всякая всячина) вид комического (См. Комическое); беспощадное, уничтожающее переосмысление объекта изображения (и критики), разрешающееся смехом, откровенным или подспудным... Большая советская энциклопедия
  2. Сатира — САТИРА — вид комического (см. Эстетика), отличающийся от других видов (юмора, иронии) резкостью обличения. С. при своем зарождении являлась определенным лирическим жанром. Литературная энциклопедия
  3. сатира — -ы, ж. 1. Способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. Малый академический словарь
  4. сатира — Сати́р/а. Морфемно-орфографический словарь
  5. сатира — орф. сатира, -ы Орфографический словарь Лопатина
  6. сатира — Латинское – satira, satura. Французское – satire. Слово «сатира» получило широкое распространение в русском языке с 1729 г., в период появления сатир Кантемира (рукописных списков). В русских словарях слово отмечается с 1794... Этимологический словарь Семёнова
  7. САТИРА — Милующая, прощающая. Словарь татарских женских имён
  8. сатира — САТИРА ы, ж. satire <�лат. satira < satura lanx переполненное блюдо, мешанина. 1. В литературе классицизма — произведение (обычно стихотворное), осмеивающее какой-л. порок, недостаток. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  9. сатира — • беспощадная ~ • острая ~ Словарь русской идиоматики
  10. Сатира — САТИРА. — В несколько неопределенном и расплывчатом смысле сатирою называется всякое литературное произведение, в котором выражено некоторое определенное отношение к явлениям жизни, а именно — осуждение и осмеяние их, выставление их на общий смех... Словарь литературных терминов
  11. сатира — см. >> насмешка Словарь синонимов Абрамова
  12. сатира — Сочинение, осмеивающее слабости и пороки людские Ср. Ядовитая сатира... забыта... в эту минуту он готов сочинить в пользу Аристарха Федоровича панегирик и заклеймить сатирой ближайших своих знакомых. Гончаров. Обрыв. 5, 15. Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  13. сатира — Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где satire < лат. satira (сначала — «десерт», затем — «стихотворная смесь» и «сатира»), производного от satur «сытый». Сатира буквально — «блюдо после насыщения». Этимологический словарь Шанского
  14. Сатира — Ы, жен. Стар. редк. Производные: Сатирка; Сатя (Сата). Происхождение: (Женск. к (см. Сатир)) Словарь личных имен
  15. сатира — САТИРА, ы, ж. 1. Художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности. 2. Обличающее, бичующее осмеяние. | прил. сатирический, ая, ое. С. жанр. С. стиль. Толковый словарь Ожегова
  16. сатира — САТ’ИРА, сатиры, ·жен. (·лат. satira). 1. Обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном, уродливом виде (лит.). Сатиры Кантемира. Шутливая сатира. Горация. Гневная сатира Ювенала. Бич сатиры. Толковый словарь Ушакова
  17. сатира — САТИРА -ы; ж. [лат. satira] 1. Способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. 2. Произведение искусства остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности. Толковый словарь Кузнецова
  18. сатира — Заимствование из французского, куда попало из латыни, где satira – "закуска, всякая всячина" (от satur – "сытый"). Этимологический словарь Крылова
  19. сатира — САТИРА ж. сочиненье насмешливое, осмеяние слабости и порока. Сатирическое сочиненье. Сатирик такой писатель. Толковый словарь Даля
  20. Сатира — Поэтическое обличение текущей действительности: таково наиболее полное определение той многообразной литературной формы, которую обиходная речь, а за нею иногда и теория, называют сатирой. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  21. Сатира — (лат. satira) – резкое, решительное, безоговорочное осуждение и осмеяние каких-либо отрицательных явлений, приносящих вред человеку и обществу. Сатира, возникшая в народной «смеховой» культуре, проникает во все роды и многие жанры искусства. Словарь по культурологии
  22. сатира — Сатиры, ж. [латин. satira]. 1. Обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном. уродливом виде (лит.). Гневная сатира. 2. перен., только ед. Насмешка, обличение. Большой словарь иностранных слов
  23. САТИРА — САТИРА (лат. satira) ,1) способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. Большой энциклопедический словарь
  24. сатира — сатира ж. 1. Произведение, осмеивающее какой-либо порок, недостаток (в литературе классицизма). 2. Произведение искусства, в котором резко, шаржированно изображаются, обличаются отрицательные явления действительности. 3. Злая насмешка, резкое обличение. Толковый словарь Ефремовой
  25. сатира — сати́ра семинаристское ударение са́тира. Заимств. через франц. satire из лат. satira, более стар. satura (lаnх) "блюдо с разными плодами, ежегодно подносимое богам; десерт; смесь, стихотворная смесь": satur "сытый" (Хайзе). Этимологический словарь Макса Фасмера