Кир

• Суrus, Κῦρος

по-древнеперсидски Хуруж, по-еврейски Кореш, т. е. солнце (Plut. Alex. 1). Так назывался:

1. старший, основатель Персидской монархии. Из различных преданий о происхождении К. Геродот (1, 95) рассказывает то, которое было наиболее распространено между персами. Вот это предание: царь мидийский Астиаг, испуганный сновидением, предвещавшим, что он будет низвергнут с престола своим внуком, выдает единственную дочь свою Мандану не за мидийца, а за перса, имя которому было Камбис. Случайность сохраняет жизнь их сыну, которого Гарпаг, приближенный Астиага, должен был убить по приказанию своего господина. Его воспитывают пастухи; Астиаг впоследствии узнает в нем своего внука и дарует ему жизнь, но зато жестоко наказывает Гарпага за оплошность, допущенную им при исполнении данного ему приказания. По наущению Гарпага К., когда он возмужал, восстает во главе персов против Астиага и побеждает его, т. к. Гарпаг с мидийским войском переходит на его сторону. Астиаг, правивший 38 лет, попадает в плен, низвергается с престола в 559 г.. но безопасно живет у К. Hdt. 1, 107-130. Ктесий, напротив того, отрицает кровное родство между обоими и говорит, что К. только после победы женился на дочери Астиага Ἄμυτις. Этот рассказ гораздо правдоподобнее. Что же касается до Киропедии Ксенофонта, то это скорее роман и слишком уклоняется от истории. Исторически достоверно то, что К. происходил из княжеского рода, который со времен Фраорта господствовал над персами, находясь в подчинении у мидийских царей. Сын Ахемена был Теисп, сын Теиспа Камбис, отец К. Таким образом, К. был сын вассального царя и, по восточному обычаю, вероятно, в качестве заложника жил при дворе Астиага. Астиаг, может быть, после смети Камбиса не решался отпустить его в Персию. Когда К. (будучи 40 лет от роду) восстал против Астиага и победил его, он, говорят, сохранил ему жизнь и женился на дочери его. К. соединил как можно теснее мидян и персов, затем расширил свое царство покорением Лидии (см. Croesus, Крез), между тем как полководец его Мазарес подчинил малоазиатские города. Сам он пошел на Вавилон, разбил вавилонян в битве и взял город, отведя воду из Евфрата. Hdt. 1, 191. Его намерение было пойти также и на Египет; потому то он, может быть, и позволил евреям возвратиться из изгнания, чтобы привязать их к себе и заслужить их благодарности. Геродот (3, 201. 204. 214) рассказывает, что К. после 29-летнего царствования пал в войне против скифских масагетов, которых он сначала победил посредством военной хитрости. По рассказу же Ктесия, он пошел войною на скифских дербиков, упал в битве со слона и умер на третий день в лагере, после тридцатилетнего правления. В роще Пасаргад находилась могила К., которая под магометанским названием Мечеть Мадр-и-Сулейман (т. е. гробница матери Соломоновой) сохранилась до нашего времени в горной долине Мурхаб. Strab. 15, 730. Arr. 6, 29. Curt. 10, 5, 30;

2. К. Младший, сын царя Дария Нофа, который сделал его наместником Лидии, Великой Фригии и Каппадокии, а также главнокомандующим над всеми войсками низменной страны (Хеn. Hell. 1, 4, 3. Anab. 1, 9, 7). Последняя должность была отнята у Тиссаферна. К. находился в близких отношениях к хитрому спартанцу Лисандру, от которого он, вероятно, ждал поддержки в своих планах, задуманных им после смерти отца, и действительно, по общему мнению, он заслуживал более всех, царствовавших после К. Старшего, носить царский венец. Хеn. Anab. 1, 9, 1. Старания матери его Парисатиды доставить ему царскую власть, как сыну, родившемуся от Дария после его восшествия на престол, и обойти старшего сына Артаксеркса не увенчались успехом. Артаксеркс, вступив на престол в 405 г. до Р. X., по совету Тиссаферна, велел даже арестовать К. и приговорить его к смерти и только благодаря просьбам Парисатиды, отменил этот приговор. Хеn. Anab. 1, 1, 1-3. Plut. Artax. 3. Возвратившись в свою сатрапию, К. стал вооружаться, чтобы отомстить за оскорбление. Под предлогом обезопасить себя со стороны Тиссаферна, он соединился с малоазиатскими городами, велел повсюду набирать для себя греческих наемников, особенно пелопоннесцев, и заключил договоры с отдельными греками о доставлении себе войск. Хеn. Anab. 1, 1, 6. В 401 г., весной, собрал он свое войско у Сард и пошел с ними в Таре, сначала под тем предлогом, чтобы изгнать писидов, затем через Киликийский проход к Евфрату, наконец, перешедши Евфрат, вступил в Месопотамию и дошел до Кунаксы, селения, отстоящего на 500 стадий от Вавилона, где он встретился с Артаксерксом, вполне приготовившимся и ожидавшим его прибытия. У Артаксеркса было 400 000 человек войска, у К. же только около 100 000 азиатцев и 13 000 греков. Хеn. Anab. 1, 2, 9. 7, 10. Plut. Artax. 10. Греки на правом крыле одержали победу, точно так же К. в центре. Он подскакал к Артаксерксу и ранил его, но в то же время пал сам, убитый одним из спутников царя. У трупа была отрублена голова и правая рука, Хеn. Anab. 1, 10, 1. Прекрасная характеристика К. находится у Ксенофонта (Anab. 1, 9). Другие рассказы о его смерти у Плутарха (Plut. Artax. 10, 11). Греки в войске Кира (oί Κύρειοι, το Κύρειον στράτευμα) предприняли после того знаменитое отступление, описанное Ксенофонтом;

3. река в Иберии, н. Кура, берет начало в Коракских горах к югу от Кавказа и течет к востоку в Каспийское море, образуя в нижнем своем течении границу со стороны Албании. Ее притоки: Камбис (н. Гори) с Алазонием (н. Аласан), справа почти равный ей по величине Араке (н. Арас). Strab. 11, 505 сл.;

4. река в Персиде, называвшаяся также Κόριος, н. Пулвар;

5. река в Мидии, н. Шах-Руд.

Источник: Реальный словарь классических древностей по Любкеру на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. кир — орф. кир, -а (горная порода) Орфографический словарь Лопатина
  2. Кир — I горная порода, представляющая собой смесь загустевшей нефти (См. Нефть) или Асфальта с песчанистым или глинистым материалом... Большая советская энциклопедия
  3. Кир — I. 1) местность, где жили сирийцы (см. Сирийцы, Сирия). В Ис 22:6 К. упомянут в одном контексте с Эламом. Высказывались предположения, что К. находился вост. Тигра, возм. Библейская энциклопедия Брокгауза
  4. кир — 1) вечеринка; 2) спиртное Словарь воровского жаргона
  5. Кир — 1) (город — Амос 1:5, 9:7, Ис 22:6, 4 Цар 16:9) — первое, самое древнее указание на означенный город встречается у пр. Амоса, в указанной выше цитате, как о месте колена, которое назначено было Богом для Сириян. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  6. Кир — а) (стена или укрепленный город) (4Цар.16:9 ; Ис.22:6 ; Ам.1:5) — город или область Ассирии, куда были выселены жители Дамаска (положение не известно) (в Ам.9:7 назван Каир); б) (2Пар.36:22 ,23; Езд.1:1 ,2,7,8; Езд.3:7 ; Езд.4:3 ,5; Езд.5:13 ,14,17; Езд. Библейский словарь Вихлянцева
  7. Кир — орф. Кир, муж. имя (Кирович, Кировна) Орфографический словарь Лопатина
  8. кир — смесь вина и ликера, родина К. — Бургундия, где сухое белое вино Алиготе разбавляют кассис – черносмородиновым ликером, коим и славится Бургундия. Кулинарный словарь
  9. Кир — А, муж. Отч.: Кирович, Кировна; разг. Кирыч. Производные: Кира (Киря). Происхождение: (Греч. kyrios — господин, владыка.) Именины: 21 янв., 13 февр., 22 июня, 11 июля Словарь личных имен
  10. Кир — (a. brea, kir; н. Kir, Kir-Ablagerungen; ф. kir, oxybitume; и. kir) — название группы природных битумов (мальты, асфальты, асфальтиты), образующихся в результате выветривания в зоне выходов лёгких метановых и нафтеновых нефтей. Горная энциклопедия
  11. кир — "земля, пропитанная нефтью", диал. Из тур. kуr "смола, смешанная с песком"; см. Бернекер 1, 505. Не из тур., тат. kir "грязь", вопреки Миклошичу (Мi. ТЕl. 2, 111), Коршу (AfslPh 9, 511); ср. Бернекер, там же. Этимологический словарь Макса Фасмера
  12. кир — КИР м. астрах. пропитанная нефтью земля, на топливо, в Баку. Толковый словарь Даля