Зенобия

• Zenobĭa, Ζηνοβία

1. дочь Митридата, царя Армении, вышедшая замуж за своего двоюродного брата Радамиста, который с 34 г. повелевал кавказскими иберами и домогался армянского престола. Радамист совершил много злодеяний над родителями, братьями и сестрами; он должен был бежать от Тиридата, парфянского принца, завладевшего Арменией. Во время бегства З. просила мужа убить ее, чтобы избавить от позорного плена. Муж нанес ей удар мечом и бросил ее в волны Аракса; но пастухи вытащили ее. Затем она досталась Тиридату, который относился к ней с уважением и почтением. Tac. ann. 12, 44 слл. 13, 6 слл.;

2. жена Одената Пальмирского. В половине 3 в. от Р. X. он со славой господствовал, как один из тридцати тиранов, на востоке Римской империи, над персами и арабами. Оденат был низкого происхождения; в юности он развил свою физическую силу в борьбе с дикими зверями. Как предводитель арабов, он, вероятно, сначала сражался против Рима, пока нападения персов под предводительством надменного Сапора не заставили его поближе сойтись с Римом. Великодушный и храбрый Оденат, к которому Сапор относился с гордостью и неуважением, разгневался и повел свои войска на персидского царя и победил его в 261 г. на берегу Евфрата. После этого он принял царский титул, прогнал персов со всех мест на Евфрате, осадил Ктезифон и обезопасил границы государства. В эпоху беспорядков, известную под именем эпохи тридцати тиранов, он получил в благодарность от римского сената императорское достоинство на Востоке; но уже в 267 г. он пал от руки одного из своих близких родственников. По несовершеннолетию сыновей правление перешло к его жене З., женщине замечательной красоты и мужественного характера, принимавшей участие в походах мужа и в управлении государством. Она была, вероятно, арабского происхождения, как и сам Оденат, хотя на монетах она называется римским именем — Септимией. Изнеженный император Галлиен пытался захватить по смерти Одената (256 г.?) его царство и послал с этой целью войско, которое, однако, было разбито и уничтожено З. Treb. Poll. Gall. 13. Клавдий, вступивший на престол по смерти Галлиена, не выступал против З., которая успела в это время расширить свое государство за счет Египта и Передней Азии в битвах с римскими полководцами, так что почти весь Восток был подчинен ей. Но когда на престол вступил Аврелиан, то он отправился в Азию с большим войском, подчинил земли Передней Азии, разбил в нескольких сражениях З. (272 г.), завоевал Антиохию и направился на Пальмиру. У Эмесы произошло кровопролитное сражение; с трудом Аврелиан одержал здесь победу. Zos. 1, 52. Vop. Aurel. 25. З. бежала в Пальмиру, преследуемая римлянами, которые понесли большие потери в песчаных пустынях от неприятельской конницы и зноя. З. рассчитывала на помощь персов и арабов, но напрасно. Осажденная в главном городе, она должна была наконец бежать из него; ее преследовали и взяли в плен, после чего сдалась и Пальмира, в 273 г. Аврелиан наказал советников ее, в их числе философа Лонгина, т. к. З., обвиненная в том, что она была виновницей войны, и потерявшая присутствие духа, в решительную минуту свалила на него всю вину. В Риме ее вели в триумфальном шествии, украшенную золотыми цепями. Впоследствии император подарил ей поместье у Тибура; потомки ее пользовались известностью в позднейшее время. Treb. Poll. trig. tyr. 26. Eutr. 9, 9. З. была женщиной громадных способностей, поразительной красоты, необыкновенной нравственности, рано закаленная во всех опасностях; ее любили, ей удивлялись ее подданные и воины. В сражении она выказывала необыкновенную храбрость; выносила всякие трудности, проходила пешком впереди своего войска иногда несколько миль, была отважной наездницей. Вместе с тем она была очень образованна, понимала и говорила на латинском, греческом, египетском и сирийском языках и знала притом историю Востока. Одни считали ее язычницей, другие христианкой; но на основании древних свидетельств, кажется, она исповедовала иудейскую религию.

Источник: Реальный словарь классических древностей по Любкеру на Gufo.me