Гостеприимство

• Hospitium.

Греческий национальный характер был склонен вообще к гостеприимству и хорошему обращению с чужестранцами; даже убийцы, если они просили защиты в чужих городах, становились под защиту Ζεὺς φύξιος и ἰκετήσιος и пользовались правом на Г., будь они знатные или нищие. Этот обычай всецело сохранился до позднейшего времени. Цезарь (Caes. b. g. 6, 23) и Тацит (Genn. 21) хвалят необыкновенное Г. германцев; у них считалось преступлением отказать в убежище. Напротив, в Риме чужестранец вообще был вне защиты (см. Hostis), но существовали foedera и hospitia, при заключении которых обменивались tesserae hospitales; эти tesserae сохраняли свою силу как отличительные знаки для позднейших потомков. Это учреждение обязывало не только ко взаимному дружескому приему, но также и к защите, и к помощи во всех политических и частных делах, напр., к защите перед судом и т. д. Это отношение переходило также и к потомкам и было постоянно свято оберегаемо (Cic. div. 20. Gell. 5, 13), пока не последовало уничтожения союза (renuntiatio). Cic. Verr. 2, 36. Поэтому очень часто встречается название paternus amicus et hospes. Но не только отдельные фамилии различных городов заключали дружественные союзы; подобное hospitium могло быть оказываемо Римом от имени государства (hospitium publicum) отдельным лицам за особенные заслуги, напр., Тимасифею Липарскому в 391 г. до Р. X., который спас от морских разбойников римское посольство в Дельфы (Liv. 5, 28). Эта заслуга была принята во внимание еще и по отношению к его потомкам при покорении острова Липары (в 252 г. до Р. X.) (Diod. Sic. 14, 94, τῶν τε εἰσφορῶν ἀτελεῖς άφῆκε καὶ ἐλευθέρους ἐποίηδεν). Также этруcский город Цере за то, что дал приют римским святыням при разграблении Рима галлами в 389 г. до Р. X., получает hospitium (Liv. 5, 50), с которым (Gell. 16, 13 и Strab. 5, 210) было соединено право гражданства sine suffragii iure (ср. Caerites, Цериты). Чужеземных царей Рим чествовал титулом amicus et socius, а также оказывал им hospitium publicum; когда они являлись в Рим, то принимались от имени государства и были угощаемы на счет государства. В свою очередь, чужеземные города заключали со знатными римлянами hospitium, с чем обыкновенно было соединяемо избрание римлянина в патроны, как доказывают многие надписи; см. Patronus, Патрон.

Источник: Реальный словарь классических древностей по Любкеру на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. гостеприимство — -а, ср. Готовность, желание принять гостей и угостить их. [Гаврила Гаврилович] славился во всей округе гостеприимством и радушием. Пушкин, Метель. Малый академический словарь
  2. гостеприимство — Гост/е/при/и́м/ств/о. Морфемно-орфографический словарь
  3. гостеприимство — орф. гостеприимство, -а Орфографический словарь Лопатина
  4. Гостеприимство — (Гахнасат орхим) Достоверное описание обычая Г. в том виде, в котором он был принят во времена праотцев, дано нам в книге Бытие (XVIII, 2-8): "И возвел он [Авраам] глаза свои и увидел: вот, три мужа стоят перед ним, и, увидев... Энциклопедия иудаизма
  5. Гостеприимство — (Быт 18:1 и далее; Вт 10:17-19, Евр 13, и пр.) добродетель весьма распространенная в древности даже между грубыми и необразованными народами; но особенно она возвышалась в избранном народе Божием. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  6. гостеприимство — См. гость Толковый словарь Даля
  7. гостеприимство — ГОСТЕПРИ’ИМСТВО, гостеприимства, мн. нет, ср. (·книж. ). Радушие по отношению к гостям, любезный прием гостей. Толковый словарь Ушакова
  8. гостеприимство — гостеприимство ср. Готовность, желание принимать гостей; радушие, хлебосольство. Толковый словарь Ефремовой
  9. Гостеприимство — Теперь бытовое понятие, означающее особый вид радушия, хлебосольство хозяев при приеме гостей. В прошедшем большой интерес представляют те формы Г., которые обеспечивали приют и защиту путешественникам и чужестранцам в малокультурных местностях. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона