Ареопаг

• Ἀρειος πάγος, ό

1. холм в Афинах к западу от акрополя, см. Attica, 11, Аттика;

2. Α., древнейшее и знаменитейшее афинское судилище (δικαστήριον) и вместе с тем государственный, облеченный политической властью совет (βουλή), названный от имени упомянутого под 1) холма, на котором происходили заседания этого совета (отсюда последний называется ή ἐξ Ἀρείου παγου или ἐν Ἀρείω πάγω βουλή, τὸ ἐν Ἀρ. π. συνέδριον). Происхождение его относят еще к мифическим временам (ср. сказание о суде над Ареем по поводу убиения Галирротия, сына Посейдона; по изображению в Эсхиловых «Эвменидах», процесс Ореста послужил Афине поводом к установлению на вечные времена суда А.). Этим мифам, в которых выразилось народное воззрение на историю А., противоречат известия, в которых учреждение его приписывается Солону (так, напр., Cic. off. 1, 22 полагает, что Солон учреждением А. оказал большие услуги государству, чем даже Фемистокл). Главная причина этой смутности представлений об А. и его деятельности заключается в том, что высший момент его значения и силы падает на времена доиерикловские, о которых мы имеем лишь скудные и неполные сведения. Поэтому-то нельзя наверное определить его отношения к совету 500 и к народному собранию и нельзя с точностью установить границы между судебной компетенцией А. и компетенцией суда гелиастов. Из неоспоримых свидетельств можно только заключать, что А. так же, как позднее номофилаки, имел право, если находил какую-нибудь меру вредной или противозаконной, заявлять свое veto, чтобы воспрепятствовать ее голосованию или исполнению. В пользу глубокой древности существования А. несомненным образом свидетельствует Солонов закон, по которому из общей амнистии, служившей подготовлением к реформам Солона, исключались, между прочим, лица, осужденные А. Затруднение, представляемое вопросом о времени учреждения последнего, разрешается, если принять во внимание двойственность значения А., как судилища и как государственного совета. В качестве суда по делам об убийствах А. существовал, без сомнения, с самых древних времен (ср. Έφέται, Эфеты). Солон же воспользовался освященным древностью уважением народа к этому знаменитому судилищу, чтобы сделать А. влиятельным политическим учреждением, наблюдающим за всем государственным управлением, за общественным порядком и нравственностью, за неприкосновенностью законов (ἐπίσκοπον άπάντων καὶ φύλακα τῶν νόμων ἐκάθισεν, Plut. Sol. 19). Уважение к А. должно было еще более возрасти вследствие того обстоятельства, что по своему составу этот совет, сравнительно с другими солоновскими учреждениями, имел аристократический характер: в А. поступали только бывшие архонты, представившие отчет в безупречном исполнении своей должности; таким образом, до Аристида А. были только избраннейшие граждане 1-го имущественного класса (ср. Ἀρχή, Архэ, 3). Следовательно, по справедливости законодатель мог назвать это судилище и совет 500 якорями, на которых должна держаться шаткая ладья государства. Уважение, которым пользовался А., существенным образом основывалось также и на близкой связи его с религией, особенно со служением «почтенным богиням» (Σεμναί); святилище Эвменид находилось около А., о надлежащем чествовании их пеклись ареопагиты, они же назначали гиеропоев для жертв, приносившихся этим богиням. Кроме того, А. вверено было хранение каких-то таинственных священных древних заветов, от соблюдения которых зависело будто бы благо государства. А. же должен был охранять неприкосновенность государственной религии и наказывать за преступления против нее. Судебному ведению А. подлежали в особенности φονικά. Он судил за преднамеренное убийство, преднамеренное поранение, поджог и отравление, повлекшее за собой смерть отравленного (закон Солона у Demosth. Aristocr. p. 627: Δικάζειν δὲ τὴν βουλὴν τὴν ἐν Ἀρείω πάγω φόνου καί τραύματος ἐκ προνοίας καί πυρκαϊᾶς καὶ φαρμάκων ἐάν τὶς ἀποκτείνη δούς). Его же суду подлежала ἀσέβεια и, может быть, по особым поручениям некоторые другие преступления. Жалобы подавались архонту-царю. С момента подачи обвиняемому воспрещался доступ в общественные места; в 3 подряд следовавшие месяцы производилось предварительное следствие (προδικασία). Затем на 4-й месяц в один из 3-х последних дней его (но не ночью, как утверждает это Лукиан) под открытым небом (чтобы присутствующие не осквернились, находясь под одной крышей с преступником) совершался суд над убийцей; обвинитель и подсудимый, стоя на двух необделанных камнях — первый на камне неумолимости (λίθος ἀναίδειας), другой на камне правонарушения (λ. ὔβρεως) — должны были страшной клятвой свидетельствовать истину того, что они будут говорить. Каждому из них предоставлялось сказать по 2 речи. До конца прений обвиняемый (только не отцеубийца) мог избавиться от последствий грозившего приговора, добровольно удалившись из отечества. После прений постановлялся приговор, назначавший для виновного смертную казнь или изгнание. При равенстве голосов подсудимого оправдывали (calculus Minervae). Что политическое значение А. было весьма немаловажно, мы видели из приведенных слов Плутарха, где А. называется ἐπιστάτης πάντων καὶ φύλαξ τῶν νόμων. Но те же слова показывают, что область его ведения едва ли достаточно точно была определена. Уважение, которым он пользовался, как знаменитое, уже в мифах прославленное судилище, и которое еще более возросло благодаря особому способу назначения ареопагитов, должно было придавать и в политических делах известный вес советам (они назывались υπομνηματισμοί, потому что давались письменно) А. В частности, известно, что ему принадлежал надзор за мерами и весами, за строительным ведомством, за иностранцами. Перед Саламинской битвой он доставил деньги на уплату жалованья морякам, отсюда произошло это, не совсем, конечно, точное, показание Цицерона: Est enim bellum gestum consilio senatus eius, qui a Solone erat constitutus (Cic. off. 1, 29). Антифонт, человек, лишенный прав гражданства, когда он, как говорит Демосфен, пришел в город, чтобы в интересах Филиппа поджечь афинские неории, по приказанию А. был схвачен и предан суду, который приговорил злоумышленника к смертной казни. Dem. de. cor. p. 271. Когда Эсхин был назначен синдиком для защиты прав Афин на управление делосским святилищем, А. отверг этого кандидата как изменника, и на место его избрал Гиперида. В этом случае А. действовал не на основании какого-нибудь постоянно ему принадлежавшего права, а в силу поручения и полномочия, данного самим народом (ώς προείλεσθε κάκεινην [τὴν ἐξ Ἀρείου πάγου βουλήν] καὶ τοῦ πράγματος κυρίαν ἐποιήσατε, Dem. de cor. p. 271). Следовательно, вообще его могущество основывалось на доверии, которое он к себе внушал. Понятно, что пользующийся почетом, аристократический по способу назначения членов и консервативный по своему настроению А. должен был в особенности подвергаться нападениям демократов. Ок. 460 г. Периклу, действовавшему через Эфиальта, удалось значительно ослабить власть Α. (Έφιάλτου προεστῶτος ἀφείλοντο τῆς ἐξ Ἀρείου πάγου βουλῆς τὰς κρίσεις πλὴν ὀλίγων άπάσας, Plut. Cim. 15; ср. Plut. Pericl. 9 и другие места). На это нападение демократической партии намекается в нескольких местах «Эвменид» Эсхила, который сильно отстаивает А., как один из столпов порядка и права. Что касается до права суда над убийцами, то уже в силу священного, религиозного характера, искони усвоившегося этому праву, весьма вероятно, что оно всегда оставалось за A. Dem. Aristocr. p. 641: μόνον τὸ δικαστήριον [τὸ ἐν Ἀρείω πάγω] οὐχὶ τύρρανος, οὐκ ὀλιγαρχία, οὐ δημοκρατία τας φονικὰς δίκας ἀφελέσθαι τετόλμηκεν, ἀλλὰ πάντες ἀσθενέστερον ἄν τὸ δίκαιον εύρεῖν ήγοῦνται περὶ τούτων αὐτοὶ τοῦ παρὰ τούτοις εύρημένου δικαίου). Напротив того, можно с уверенностью утверждать, что А. лишен был политической власти, влияния на народные собрания и управление, и, таким образом, действительно, у него отняты были πλεῖσται κρίσεις (выражение нужно понимать не в строго юридическом смысле). Но уже в течение Пелопоннесской войны он, по-видимому, возвратил себе, по крайней мере отчасти, свою прежнюю силу. Что после падения тридцати А. пользовался прежним влиянием и значением, доказывает только эта вставка у Andoc. de myst. § 83: έπιμελείσυω ή βουλή ή ἐξ Ἀρείου πάγου τῶν νόμων, ὄπως ἄν αί ἀρχαί τοῖς κειμένοις νόμοις χρῶνται. Еще и во времена римского владычества А. пользовался величайшим почетом (Cic. de n. d. 2. 29) и имел сильное влияние на государственные дела и на граждан (Tac. ann. 2, 55). ср.: Philippi, der Areopag und die Epheten (1874).

Источник: Реальный словарь классических древностей по Любкеру на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ареопаг — -а, м. Высший орган судебной и политической власти в древних Афинах. || перен. Собрание авторитетных лиц для решения каких-л. вопросов. В зале заседал ареопаг профессоров-экзаменаторов, под председательством ректора. И. Гончаров, Воспоминания. Малый академический словарь
  2. Ареопаг — (греч. Áreios рágos, буквально — холм Ареса) орган власти в Древних Афинах, назван по месту заседаний на холме Ареса возле Акрополя (См. Акрополь). Возник в эпоху родоплеменного строя как совет старейшин. Состоял из пожизненных членов, с 8 в. до н. Большая советская энциклопедия
  3. ареопаг — (иноск.) — собрание влиятельных в деле людей, судилище Ср. (Записные искательницы невест) определяют в ареопаге своем, чему быть, чему не бывать... кому на ком жениться... В.И. Даль. Савелий Граб. Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  4. Ареопаг — Ареопаг («холм Ареса»; Арес — бог войны у греков; у римлян — Марс), холм в Афинах, а также верховный суд, вершившийся на этом холме. Лишенный всякой растительности известняковый холм в Афинах (см. Афины), посвящ. Библейская энциклопедия Брокгауза
  5. ареопаг — АРЕОПАГ а, м. aréopage m. <�гр. Areois pagos Аресов холм. 1. Высший орган судебной и политической власти в Древних Афинах. БАС-2. Седый собор Ареопага, На истину смотря в очки, Не щет общественнаго блага Не редко ей давал щелчки. Держ. Соч. 1 146. Словарь галлицизмов русского языка
  6. ареопаг — Судилище, коллегия, синедрион, синклит, присутствие ср. !! суд см. >> суд Словарь синонимов Абрамова
  7. ареопаг — Ареоп’аг (греч. холм Ареса, бога войны) (Деян.17:19 ,22) — верховный суд в Афинах, находившийся на холме того же названия. Важнейшей заботой ареопага была охрана местных религий от оскорблений, почему ·ап. Павел и был приведен туда ревностными греками. Библейский словарь Вихлянцева
  8. ареопаг — Ареопа́г/. Морфемно-орфографический словарь
  9. ареопаг — орф. ареопаг, -а Орфографический словарь Лопатина
  10. АРЕОПАГ — Совет в Др. Афинах, орган власти. Заседал на Ареопаге ('Areios pagos — холм бога войны Ареса в Афинах) — небольшой скале у главного входа на Акрополь. Первоначально — совет старейшин, обладавший широкой политич., контролирующей, суд. и религ. властью. Советская историческая энциклопедия
  11. ареопаг — АРЕОПАГ -а; м. [от греч. Areios pagos — холм Ареса]. 1. В Древней Греции: высший орган судебной и политической власти. ● По названию холма, на котором заседал этот суд. 2. Шутл., ирон. Собрание авторитетных лиц для решения каких-л. вопросов. А. экзаменаторов, профессоров. Учёный а. Толковый словарь Кузнецова
  12. Ареопаг — (по-греч. Άρειος πάγος, Άρείοπαγος) — древнее уголовное судилище в Афинах, названное так по месту, на котором происходили его заседания, на холме Арея, возвышавшемся против Акрополя, несколько западнее его. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  13. Ареопаг — (букв. холм Ареса) 1) в Древних Афинах орган власти, осуществлявший государственный контроль, суд и др. функции; состоял из пожизненных членов – представителей родовой аристократии; 2) (перен.) собрание авторитетных лиц для решения каких-либо вопросов. Словарь по культурологии
  14. ареопаг — ареопаг м. 1. Высший орган судебной и политической власти (в Древних Афинах). 2. перен. Группа авторитетных лиц, решающая какие-либо вопросы. Толковый словарь Ефремовой
  15. ареопаг — АРЕОП’АГ, ареопага, ·муж. (·устар., теперь с ирон. оттенком). Судилище. Литературный ареопаг (литературные критики). (По названию верховного суда в древних Афинах Areios pagos, ·первонач. холм бога войны Ареса.) Толковый словарь Ушакова
  16. ареопаг — Ареопага, м. (устар., теперь с ирон. оттенком). Судилище. Литературный ареопаг (литературные критики). [По названию верховного суда в древних Афинах Areios pagos, первонач. холм бога войны Ареса.] Большой словарь иностранных слов
  17. АРЕОПАГ — АРЕОПАГ (греч. Areios pagos, букв. — холм Ареса) — .. 1) в Др. Афинах орган власти, осуществлявший государственный контроль, судебные и другие функции; состоял из пожизненных членов — представителей родовой аристократии... Большой энциклопедический словарь
  18. ареопаг — АРЕОПАГ, а, м. (книжн. ирон.). Собрание авторитетных лиц [первонач. название верховного суда в Древних Афинах]. Учёный а. Толковый словарь Ожегова
  19. ареопаг — (гр. areios pagos, букв. — холм ареса) 1) орган власти в древних афинах; назван по месту заседаний на холме ареса возле акрополя'. возник в эпоху родоплеменного строя как совет старейшин. состоял из пожизненных членов, с vIII в. до н.э. Большой юридический словарь