Апофеоз

• Ἀποθέωσις

обоготворение людей. Верование, что герои удостаиваются обращения в богов, уже в давние времена существовало у греков. У Гомера единственный пример представляет Левкофея (Ноm. Od. 5, 334). Первоначально предполагалось, что и тело героя, становящегося богом, переносится в царство богов; такие верования существовали, напр., относительно Геракла, Ахилла и др. (ср. сказания римлян об исчезновении Ромула и Энея); позднее явилось представление, что тело героя, причисляемого к сонму бессмертных, состоящее из частиц смертных и бессмертных, перед обожествлением очищается от первых действием огня. Особенный род А. в поздейший период греческой истории состоял в том, что историческим деятелям после их смерти изречением оракула или постановлением коллегии жрецов усвоилось право пользоваться божескими почестями; так, напр., обожествлены были Ликург Спартанский, Гармодий и Аристогитон, воины, павшие при Марафоне и Платее; а в позднейшие времена извращения религиозного сознания такие почести определялись для некоторых лиц еще при жизни последних; первый удостоился такого А. Лисандр, а столетием позже Димитрий Полиоркет. Новый период в истории греческого обоготворения властителей и военных героев начинается с Александра и Птолемеев. Это греческое обожание власти после падения республиканской свободы перенесено было в Рим. Юлий Цезарь, которому еще при жизни были оказываемы божеские почести, после смерти причислен был к сонму богов (Suet. Caes. 88); с этого началось постоянное религиозное чествование императоров. Обряд обоготворения императоров, а иногда и императриц, так называемые conseratio, совершался на основании решения сената и по предложению нового императора, наследовавшего обоготворяемому. После погребения во дворце выставлялось в течение 7 дней на носилках из слоновой кости восковое изображение умершего, затем всадники и сенаторы несли его на форум, а оттуда на Марсово поле. Здесь это изображение, великолепно изукрашенное, ставилось на костер, усыпанный благовониями; новый император зажигал костер; с высоты костра взлетал ореол: по народному верованию, он уносил душу императора к богам. С этих пор умершему воздавали божеские почести, его называли Divus, строили ему храмы и назначали жрецов. Herodian. 4, 2.

Источник: Реальный словарь классических древностей по Любкеру на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. апофеоз — -а, м. 1. В древней Греции и Риме: обряд обожествления какого-л. героя, императора и т. п. 2. Прославление, возвеличение какого-л. лица, явления, события и т. п. [Гете] писал «Римские элегии», этот дивный апофеоз древней жизни и древнего искусства. Малый академический словарь
  2. Апофеоз — (от греч. apoteosis; — обожествление) — заключительная торжеств. массовая сцена спектакля, а также праздничной конц. программы, прославляющая к.-н. событие или лицо; обычно носит монумент. характер и исполнена особого подъёма. Музыкальная энциклопедия
  3. Апофеоз — Заключительная торжественная массовая сцена спектакля или праздничной концертной программы, циркового представления, прославляющая народ, героя, какое-либо событие и т.п. А. носит обычно монументальный характер и исполнен особого подъёма, величия. Большая советская энциклопедия
  4. апофеоз — (иноск.) — окончательная картина, как бы венец событий, особенно в театральных представлениях (лучезарные изображения, напр. вознесения души умершего) Ср. Нового?.. Фразеологический словарь Михельсона
  5. апофеоз — АПОФЕОЗ -а м. apothéose f. 1. Причтение к сонму богов. Сл. 18. По апотеозу Геркулесову. Пельск. Кум 2 196. Главная красота залы есть плафон, расписанный на полотне масляными красками живописцем Лемуаном... Словарь галлицизмов русского языка
  6. апофеоз — см. >> хвала Словарь синонимов Абрамова
  7. апофеоз — Апофео́з/. Морфемно-орфографический словарь
  8. апофеоз — орф. апофеоз, -а Орфографический словарь Лопатина
  9. АПОФЕОЗ — (греч. apoteosis — обожествление) — причисление др.-греч. гос. деятелей, а в дальнейшем рим. императоров к сонму богов. Советская историческая энциклопедия
  10. апофеоз — АПОФЕОЗ -а; м. [греч. apotheōsis — обожествление]. 1. В Древней Греции и Риме: обряд обожествления какого-л. героя, императора и т.п. 2. чего, чему. Прославление, возвеличение какого-л. лица, явления, события и т.п. "Римские элегии" Гёте —... Толковый словарь Кузнецова
  11. апофеоз — апофеоз м. 1. Религиозный обряд обожествления героя, императора (в Древней Греции и Древнем Риме). 2. Прославление, возвеличение какого-либо лица, явления, события. || перен. Высшая степень проявления чего-либо. Толковый словарь Ефремовой
  12. апофеоз — АПОФЕ’ОЗ, апофеоза, ·муж. (·греч. apotheosis — обожествление). 1. У древних — обряд воздавания божеских почестей герою, императору (·ист. ). 2. Особенно торжественное публичное восхваление кого-нибудь, имеющее характер увенчания его деятельности (·книж. Толковый словарь Ушакова
  13. апофеоз — Апофеоза, м. [греч. apotheosis – обожествление]. 1. У древних – обряд воздавания божеских почестей герою, императору (истор.). 2. Особенно торжественное публичное восхваление кого-н., имеющее характер увенчания его деятельности (книжн.). Большой словарь иностранных слов
  14. АПОФЕОЗ — АПОФЕОЗ (от греч. apotheosis — обожествление) — .. 1) обожествление древнегреческих государственных деятелей, в дальнейшем римских императоров... 2) Прославление, возвеличивание какого-либо лица, события, явления... Большой энциклопедический словарь
  15. апофеоз — АПОФЕОЗ, а, м. 1. Прославление, возвеличение кого-чего-н. (книжн.). 2. Торжественная заключительная массовая сцена нек-рых театральных представлений (спец.). | прил. апофеозный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  16. Апофеоз — (греч.) — обоготворение или возвеличение человека в божество. У греков это часто случалось в древние времена героического периода. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона