ФРЕГОЛИ

ФРЕГОЛИ — герой пьесы русского драматурга, режиссера и теоретика Н.Н.Бвреинова «Самое главное» (1920). Имя персонажа Евре-инов заимствовал у реального лица. Это Лео-польдо Фреголи (1867-1936) — артист варьете, мастер сценических трансформаций, фамилия которого при жизни сделалась нарицательной. Доктор Ф., он же Параклет, что по-гречески значит «заступник» и «утешитель», собирает труппу актеров, которым предстоит лицедействовать,- только не на сцене, а в жизни. Актер будет играть романтического возлюбленного перед несчастной некрасивой девушкой, актриса станет любовницей бедного студента, комик сделается другом старика, потерявшего всех своих близких. Замысел Ф.- посредством театральной мистификации, пускай ценой обмана, утешить обездоленных, защитить униженных и оскорбленных, подарить иллюзию счастья тем, кто в нем нуждается. Филантроп и утопист, доктор Ф. убежден, что только так искусство театра может выполнить свое истинное предназначение, коего лишено на обыкновенной сцене.

Условие Ф.- все те, перед кем актеры станут играть назначенные им роли, не должны догадываться, что это игра. Дальнейший сюжет пьесы использует традиционную комедийную интригу, построенную на угрозе разоблачения. Актеры то и дело попадают впросак, но Ф. умело устраняет все накладки. В итоге достигнуто самое главное: старик обрел волю к жизни, девушка узнала чувство любви, студент освободился от меланхолии, и все персонажи, включая актеров, изменились к лучшему. Иллюзия победила действительность.

Пьеса Евреинова явилась своего рода иллюстрацией к идеям «театротерапии», которые этот теоретик сцены в 20-е годы широко пропагандировал, усматривая в них универсальный метод врачевания всех болезней — физических и социальных. Евреинов утверждал, что в будущем исчезнет театр с рампой, кулисами, суфлерской будкой, с режиссурой и драматургией, а на месте его появятся труппы «актеров милосердия», наподобие той, что создал доктор Ф.

Впервые поставленная петроградским театром «Вольная комедия» (1921), пьеса «Самое главное» в 20-е годы обошла подмостки Европы и Америки. Ее ставили Л.Пиранделло, Ш.Дюллен; роль Ф. исполнял А.Моисси.

Лит.: Евреинов Н. Театротерапия

//Жизнь искусства. 1920, №578-579; Марков П.А. «Самое главное»

//Марков П.А. О театре. М., 1976. Т.З.

С.В.Стахорский

Источник: Энциклопедия литературных героев на Gufo.me