НИНА

НИНА — героиня драмы М.Ю.Лермонтова «Маскарад» (1834-1836). Другое имя -Настасья Павловна. Судьба Н., лишь эскизно намеченная в пьесе, необходима не только функционально для раскрытия главного героя, но и важна сама по себе. Н.- определенный культурный код, отразивший романтическое соединение ангельского и дьявольского как «нормы женского поведения» (Ю.М.Лотман). С образом Н. связан мир домашней интимной жизни, дарующей Арбенину успокоение. Однако сама Н. достаточно органично существует в салонном Петербурге, в разомкнутом пространстве социальной жизни. Н. посещает маскарад (по наблюдению Лотмана, это «один из устойчивых символов бесовства»), причем тайно от Арбенина. В Н. есть (или возможны?) черты баронессы Штраль, недаром же они близкие подруги. Нельзя забывать и о том, что в одной из редакций «Маскарада», получившей название «Арбенин», Н. действительно виновна.

Автор делает Н. олицетворением божественной гармонии, символически объединяющей в единое целое небо и землю, дух и материю. Н.- это последняя надежда Арбенина на справедливость мирозданья, вера в возможность существования на земле добра, по словам Арбенина, ангел, посланный ему с неба. И все же между ними пропасть непонимания. Н. боится заглянуть в бездну его души. Любовь для нее — реальная, бытовая жизнь. Для Арбенина — это сакральное мистическое чувство. И потому история с браслетом для Н.- пустяк, случай; для Арбенина — судьба, честь, счастье. Прекрасная, но не «идеальная» Н. не в силах выдержать той колоссальной нагрузки, которую возложил на нее Арбенин. Судьба Н. выстраивается двояко: как разрешение фабульного конфликта (у Арбенина есть все доказательства ее виновности, но она абсолютно невинна) и как трагическая «развязка» антитезы желаемого, воображаемого и действительного. Арбенин, знающий ад жизни, готов поверить, что ангел, приносящий свет во тьму ночи,- перевоплощенный дьявол. Убийство Н. для Арбенина — это уничтожение дьявольского начала в ней самой. Смерть и любовь у Лермонтова связаны неразрывно. Н. гибнет от любви демонического существа (как и Бэла, Тамара), в трагическом заблуждении уничтожающего прекрасное начало жизни.

Наиболее известные исполнительницы роли Н.: на сцене — Г.Н.Федотова (1863), Е.Н. Ро-щина-Инсарова (1917), в кино — Т.Ф.Макарова (1941).

Лит. см. к статье «АРБЕНИН».

Н.С.Пивоварова

Источник: Энциклопедия литературных героев на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Нина — («Ни́на») конспиративное название подпольной типографии в Баку, созданной в июле 1901 бакинской искровской группой (В. З. Кецховели, Л. Б. Красин, Н. П. Козеренко, А. С. Енукидзе, Л. Е. Гальперин) при непосредственном содействии В. Большая советская энциклопедия
  2. НИНА — • Научно-исследовательский институт аэросъемки Сокращения, применяемые в СССР
  3. нина — Не был и не буду членом самодеятельных организаций осужденных ИТК Словарь воровского жаргона
  4. Нина — орф. Нина, жен. имя Орфографический словарь Лопатина
  5. Нина — Ы, жен. Производные: Нинка; Нинака; Нинока; Нинаня; Ниноня (Нинона); Ниноха; Ниноша; Нинуля; Нинуня; Нуня; Нинура (Нинюра); Нинуся; Нуся; Нинуха; Нинуша; Ника; Нита. Происхождение: (Грузинск. Предположительно от греч. Словарь личных имен