Эскиз

ЭСКИЗ — термин, заимствованный из живописи. В литературе применяется как в области научных и критических произведений, так и в области произведений художественных. И в той, и в другой, соответственно своему значению в изобразительных искусствах, означает набросок, общий очерк, охватывающий основную тему в целом, с какой-либо точки зрения, но исключающий детализацию. Подобно тому, как и в живописи, — в литературе эскиз может рассматриваться как подготовительная работа в создании художественного произведения, может рассматриваться и как нечто самостоятельное.

В первом своем значении эскиз сопровождает всякую почти литературную работу. Об этом свидетельствуют имеющиеся в нашем распоряжении черновики писателей. Пушкин имел обыкновение заносить на бумагу предварительный план задуманных работ. Рукописи Достоевского хранят по нескольку подобных набросков к одному и тому же роману. Они свидетельствуют о том, что в момент их создания художественный замысел не был еще достаточно отчетлив: в них отображены многочисленные переделки и изменения. Хотя эскиз, в значении подготовительного наброска к художественному произведению, неминуемо сам должен уже обладать некоторыми художественными достоинствами, но, по существу своему, он относится скорее к области психологии творчества, чем к теории словесного искусства.

Во втором же своем значении, как самостоятельное художественное произведение, эскиз обладает и самостоятельными чисто-художественными особенностями. Подобного рода произведения наиболее характерны для наших дней, и распространение этого литературного жанра, несомненно, связано с принципами импрессионизма (см. этот термин).

В области литературно-исследовательской примером подобного рода эскизов может служить «Книга масок» Реми де-Гурмон, где даются в немногих основных линиях общие очертания ряда современных поэтов. В русской литературе таким примером может служить книга Айхенвальда «Силуэты русских писателей» (где даже самое название это подчеркивает эскизный характер письма). Исходя из мысли, что художественное произведение существует лишь в восприятии, что его эффекты рождаются из контакта писателя и читателя, Айхенвальд утверждает неизбежную субъективность всякого критического исследования. Благодаря этому, критика и не может никогда претендовать на окончательное, неизменное значение. Сознательно применяемый субъективный метод приближает наброски Айхенвальда к типу художественных набросков. Эта близость подчеркивается и самой формой «силуэтов»: считая работу критика продолжением работы поэта, Айхенвальд пользуется, как материалом, не только идеями, но и образами и словарем, какие он находит у того или иного из рассматриваемых авторов. Это — наиболее испытанный и действенный прием художественно-критического эскиза.

В области художественной прозы образцом эскиза могут служить импрессионистически построенные стихотворения в прозе И. Анненского («Посмертные стихи», Пгр., 1923). В области стихотворных форм эскизами можно назвать большинство лирических пейзажей Верлена. И для того, и для другого характерна туманность, неопределенность образов и полное почти отсутствие внешнего, объективного сюжета. Из двух стихий поэтического слова — динамической и статической — в эскизе преобладает вторая. Так, импрессионистические эскизи Верлена являют очевидное преобладание статики: восприятие поэта медлит на одних и тех же линиях и красках. Наиболее отчетливый у него пример — пьеса: Dans l'interminable ennui de la plaine, перед нами чисто живописное задание — равнина, покрытая снегом, над нею — тусклый, с медяным оттенком свод неба, на горизонте мутно серые очертания леса, и надо всем поникло бледное лицо умирающего месяца: пейзаж неподвижный, застывший. Статичность стихотворения подчеркнута и ритмическим его строением: здесь всего шесть строф, и из них первая повторяется целиком в последней, вторая — целиком в четвертой.

Эскиз встречается в художественной литературе и как часть крупного произведения: эскизом можно назвать некоторые описания и характеристики, напр., у Гоголя.

Валентина Дынник.

Источник: Словарь литературных терминов на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Эскиз — (франц. esquisse) предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения или отдельной его части. В Э. намечается композиционное построение, пространств, планы, основные цветовые соотношения будущего произведения. Большая советская энциклопедия
  2. эскиз — -а, м. 1. Предварительный набросок рисунка, картины или части ее. Я показал Куинджи большой эскиз к задуманной картине. На эскизе была изображена фигура созерцателя вечером в поле. Рылов, Воспоминания. Малый академический словарь
  3. эскиз — орф. эскиз, -а Орфографический словарь Лопатина
  4. эскиз — Эски́з/. Морфемно-орфографический словарь
  5. эскиз — ЭСКИЗ а, м. esquisse f. 1. Предварительный набросок рисунка, картины или части ее. БАС-1. Шкиц .. Недоделанной рисунок; первая мысль на чертеже: не окончанная резьба и проч. (французское по германскому выговору). 1772. Сл. архит. Словарь галлицизмов русского языка
  6. эскиз — Очерк, набросок, этюд см. >> картина, книга, очерк Словарь синонимов Абрамова
  7. Эскиз — (франц. esquisse), предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения или отдельные его части. В эскизе намечаются композиционное построение, пространственные планы, основные цветовые соотношения будущего произведения. Художественная энциклопедия
  8. эскиз — Легкий очерк, наброс сочиняемой картины Ср. Посреди холста, исчерченного углем и мелом... эскиз женской головки остановил бы внимание знатока. Лермонтов. Отрывок. Ср. Skizze (нем.), sketch (англ.), escisse (фр.), schizzo (ит.), schedium (лат.) — эскиз. Фразеологический словарь Михельсона
  9. эскиз — ЭСКИЗ -а; м. [франц. esquisse] 1. Предварительный, неоконченный рисунок, набросок. Э. к картине. Нарисовать, набросать э. Карандашный э. Портретный э. 2. Рисунок, по которому создаётся что-л. (театральная декорация, костюм, архитектурное сооружение и т.п. Толковый словарь Кузнецова
  10. ЭСКИЗ — ЭСКИЗ (франц. esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Большой энциклопедический словарь
  11. эскиз — Эскиза, м. [фр. esquisse]. Предварительный, беглый набросок (картины, рисунка; живоп.). || Набросок, план, предварительная редакция какого-н. изложения, текста (книжн.). Большой словарь иностранных слов
  12. эскиз — эски́з Через франц. esquisse – то же от ит. scizzo от лат. schedium "стихотворный экспромт" от греч. σχέδιον; см. Кречмер, "Glotta", 10, 172; М.-Любке 635. Этимологический словарь Макса Фасмера
  13. эскиз — эскиз м. 1. Предварительный набросок к рисунку, картине. || Первоначальное оформление скульптурного произведения (обычно в уменьшенных масштабах). || Набросок литературного или музыкального произведения. Толковый словарь Ефремовой
  14. эскиз — ЭСК’ИЗ, эскиза, ·муж. (·франц. esquisse). Предварительный, беглый набросок (картины, рисунка; живоп.). Выставка эскизов. «Посреди холста, исчерченного углем и мелом..., эскиз женской головки остановил бы внимание знатока.» Гоголь. Толковый словарь Ушакова
  15. эскиз — ЭСКИЗ м. начальный, легкий очерк сочиняемой картины, наброс, оклад. Эскизный очерк. Толковый словарь Даля
  16. эскиз — ЭСКИЗ, а, м. Предварительный, неоконченный рисунок, набросок. Выставка эскизов. Э. к картине. Э. декораций, костюмов (рисунок, по к-рому будут выполнены декорации, костюмы). Э. конструкции моста. | прил. эскизный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова