Частушки

ЧАСТУШКИ, вертушки, коротушки — народные короткие песенки, отличающиеся быстрым, учащенным темпом исполнения. Частушки большею частью состоят из четырех коротких стихов, попарно рифмующихся. В основе частушек обычно лежит поэтический параллелизм: первая часть содержит в себе тот или иной образ, преимущественно из мира внешних явлений, во второй раскрывается соответствующее образу душевное состояние. Смысл параллели не всегда представляется вполне ясным, так как символика частушки, подобно вообще народной символике, для современного сознания уже несколько затемнена (см. ст. Лирические песни). По содержанию частушки довольно разнообразны. Большая часть говорит о любви, другие же откликаются на явления общественной жизни. Частушки наиболее подвижной род народной поэзии. Откликаясь на все моменты жизни, частушки крайне импрессионистичны. Они быстро рождаются и быстро исчезают; некоторые из них являются в буквальном смысле однодневками. Собирать их необходимо экстренно и в самом широком масштабе. Частушки — зеркало народной жизни. В частности все перипетии народных настроений за время всемирной войны и революции нашли в частушках себе яркое выражение. В вопросе о происхождении частушек, как особого вида народной поэзии, борются два взгляда. Широкая популярность частушек к концу XIX века и вытеснение ими в среде деревенской молодежи других, особенно протяжных лирических песен, повлекли на первых порах истолкование, будто-бы частушка — новый вид народной поэзии, показатель ее упадка. Такой взгляд получил почти всеобщее признание, особенно с появления статьи Глеба Успенского «Новые народные стишки». Но в настоящее время исследователями народной поэзии устанавливается другой взгляд на частушку. Прежде всего указывается факт существования частушек в XVIII веке. Аналогичные формы песен распространены у других народов, как у европейских, так и у внеевропейских, у культурных и первобытных. Наконец, самая простота и прозрачность построения (двухчленный параллелизм большею частью анимистического характера) — говорит за то, что в частушке мы имеем одну из первоначальных форм народно-поэтического творчества. Лишь быстрый темп современной жизни, беспокойство ее, перебои, крайнее разнообразие впечатлений создали благоприятную почву для широкого развития и распространения частушек. Короткая частушка заменила в народной среде протяжную песню, подобно тому, как короткая повесть, новелла, фельетон в современной литературе в значительной мере вытеснили длинные романы XIX века.

БИБЛИОГРАФИЯ.

1) Сборник великорусских частушек. Под ред. Е. Н. Елеонской. Издание комиссии по народной словесности. М. 1914. 2) П. А. Флоренский. Собрание частушек Костромской губернии Нерехтского у. Кострома. 1910. 3) В. И. Симаков. Сборник деревенских частушек. П. 1913. 4) Костромская деревня в первый год войны. Костр. 1915. 5) Частушки современной нам революционной эпохи напечатаны в журн. «Культура и Просвещение». 1921 г. № 2, и в журн. «Красн. Новь» 1921, № 1.

Юрий Соколов.

Источник: Словарь литературных терминов на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Частушки — Короткие (монострофные) песенки-куплеты, обычно рифмованные четырёхстишия (реже — двух- и шестистишия). Генетически связаны со старой плясовой песней, шуточными припевками ярмарочных и масленичных балагуров, свадебными "дразнилками". Кристаллизация... Музыкальная энциклопедия
  2. частушки — Рифмованные куплеты-четверостишия. см. также пантун, мани термин народного происхождения, введенный в литературный обиход Г.И. Успенским. и объединивший местные названия частушки — пригудки, припевки, матани, прибаски и др. Этнографический словарь