Фельетон

ФЕЛЬЕТОН. Фельетон мыслится ныне, как особый жанр газетной статьи. Как показывает самый термин, взятый с французского, фельетон появился впервые во Франции, явившись производным образованием от feuille (лист — газета); фельетон — «листочек» был действительно в момент своего появления — в первые годы французской революции — солидным листком в газете, специально посвященном вопросам театра, литературы, искусства. Но уже в первые годы своего существования фельетон перешел на страницы самой газеты, заняв классическое место внизу газетной страницы и отделенный от прочего газетного материала толстой чертой. Рождение фельетона в этом смысле связано с деятельностью аббата Жоффруа, который в течение ряда лет, начиная со времени директории, помещал в Journal de Débats несколько раз в неделю свой фельетон. По форме — это был фельетон о событиях в театре, — по существу же Жоффруа, явившись первым фельетонистом, был в то же время классическим фельетонистом, пользуясь вопросами театра, как отправным пунктом для трактовки самых разнообразных проблем, и трактуя их в форме блестящей, парадоксальной, удобочитаемой; эта трактовка была лишена в то же время сколько-нибудь длительного значения.

В дальнейшем своем развитии фельетон во Франции дифференцировался. В 30-х годах 19-го столетия появился созданный Александром Дюма-отцом знаменитый беллетристический фельетон; ежедневно печатаемый небольшими частями роман, действие которого построено на захватывающей интриге. Роман-фельетон быстро приобрел громадную популярность и сохранился во французской прессе вплоть до сегодняшнего дня; в связи с этим была создана во Франции мощная отрасль беллетристики — газетный роман. Сохранился до нынешних дней во французской прессе также литературно-критический и театральный фельетон: периодические, чаще всего еженедельные обзоры литературных и театральных событий. Ярким образчиком литературного фельетона были статьи Сент-Бева в „Journal de Débats“, печатавшиеся регулярно по понедельникам в течение ряда лет. Наиболее видным театральным фельетонистом Франции был Сарсэ.

Фельетоны Сен-Бева и Сарсэ, выдержавшие значительное количество отдельных изданий, являются классическим образчиком типично-фельетонного искусства, не превзойденного во французской газетной литературе и по сию пору.

На ряду с ними стоит и наиболее талантливый представитель политического фельетона — или фельетона-памфлета Анри Рошфор.

Помимо литературного, театрального и политического фельетона во французской прессе существует ныне жанр фельетона в тесном смысле слова — то, что в русской газетной литературе определяется термином «маленький фельетон», а во Франции именуется causerie. Это обычно маленькие статейки — не более ста строк, печатающиеся не отделом, внизу второй страницы, а на первой странице, часто особым шрифтом, и объединяемые в большинстве случаев одним заглавием.

Эти статейки трактуют в ясной, непритязательной, но остроумной форме все проблемы дня: быт, политику, искусство, даже науку. Жанр этот во французской прессе достиг максимального блеска в фельетонах Clemon Voutel („Matin“).

Развитие фельетона в Англии шло иными путями. В английской прессе не было места ни литературному, ни театральному, ни политическому фельетону — он находил место лишь на страницах соответственных еженедельников. Самый термин фельетон отсутствует в Англии, заменяемый термином essay. Но зато искусство essay, развившееся вне влияний газетных условий работы, достигло в Англии совершенства. В литературной иерархии Англии термин эссеист — стоит, пожалуй, на первом месте, essay предпочитается роману. Наиболее видными ессеистами Англии являются в настоящий момент: Бернар Шоу, Честертон, Беллок, Зангвилль, Арнольд Беннет, Льюис Хинд, Артур Мильн.

Что же касается газетного фельетона, то он появился лишь в последние годы и носит низкопробный характер. Он составляется обыкновенно несколькими лицами и состоит из ходячих анекдотов, шуток на тему дня и т. д.

Фельетон-роман получил в Англии, как и во Франции, очень большое развитие.

Фельетон в Германии и Австрии почти неотделим от серьезных статей: легкий юмор не является отличительной чертой германской прессы. Фельетонистами во франко-английском понимании этого термина являются ныне в Германии М. Гарден и в Австрии Карл Краус. Маленького фельетона германская пресса совершенно не знает.

В связи с цензурным гнетом русский фельетон начал по настоящему развиваться лишь в начале 20 века, и особенно после революции 1905 года. Фельетон 19-го века — этот жанр был введен, как таковой Булгариным, — носит характер обывательски-бытовой и является поэтому в сравнении с «публицистикой» (специфически русский термин) — жанром низкопробным. Белинский, Писарев, Добролюбов и другие менее видные литераторы шли, в связи с цензурными условиями, не в газету, а в журнал, и именовались публицистами, хотя многие из их статей носили типично фельетонный характер. Интересно отметить, что понятие фельетон звучало для интеллигентного русского читателя настолько уничижительно, что даже вопросы литературы, искусства, театра трактовались в тяжелых журнальных статьях, а не в легких газетных фельетонах.

«Реабилитировал» понятие фельетон Алексей Суворин (Незнакомец), явившийся первым русским фельетонистом. Большого искусства достиг синтетический фельетонизм (касавшийся всех вопросов дня) в фельетонах Вл. Дорошевича (введшего в фельетон короткую строку и уменье пользоваться абзацом), А. Амфитеатрова, М. Меньшикова. Затем, к моменту революции 1905 года фельетон начинает быстро дифференцироваться. В области театрального фельетона незаменимые образцы дают Р. Кугель (Homo Novus) и П. Ярцев; максимальной яркости достигают литературные фельетоны Вл. Жаботинского, К. Чуковского, П. Пильского; как талантливые политические фельетонисты выступают Ал. Яблоновский, Тан, и наконец особую популярность получает «маленький фельетон» — изумительный образчик «эзоповского языка», острая политическая сатира, замаскированная нарочито-юмористической формой. Весьма успешно подвизались в этом жанре Вл. Азов, Л. Галич, О. Л. д'Ор, Д. Заславский, Д. Левин, А. Аверченко, Тэффи. Мастерами маленького фельетона в стихах являлись Саша Черный, В. Князев, Лоло.

От маленького фельетона ответвился юмористический фельетон в тесном смысле слова, представленный в петербургской газетной литературе Евг. Венским, А. Буховым, Ис. Гуревичем, А. Д'Актилем. В провинции в области маленького фельетона работали Н. Иванов, Гарольд (Киев), Ю. Волин (Харьков), Лоэнгрин (Ростов) и др.

Специальной газетой-фельетоном (специфически русское явление) явились выходившие по понедельникам «Свободные Мысли» И. М. Василевского (не-Буквы), где дебютировали почти все русские фельетонисты. Газета эта сыграла большую роль в развитии техники фельетонизма. Во время войны 1914—17 г.г. она возродилась под названием «Журнала-Журналов» и являлась одно время центром петербургских газетных «пораженческих» кругов.

Еще не время писать о фельетоне российской революции, — его развитие еще впереди, хотя уже и сейчас фельетон революции может гордиться именами Демьяна Бедного и Вл. Маяковского. В области фельетона в прозе сейчас работают Грамен (Н. Иванов), М. Кольцов, О. Л. д'Ор, Л. Рейснер и др.

Мих. Левидов.

Источник: Словарь литературных терминов на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Фельетон — (франц. feuilleton, от feuille – лист, листок) жанр художественно-публицистической литературы; ему присуще критическое, нередко комическое, в том числе сатирическое, начало. Большая советская энциклопедия
  2. Фельетон — ФЕЛЬЕТОН — малая художественно-публицистическая форма, характерная для периодической печати (газеты, журнала) и отличающаяся злободневностью тематики, сатирической заостренностью или юмором. История термина. Слово... Литературная энциклопедия
  3. фельетон — -а, м. Газетная или журнальная статья на злободневную тему, высмеивающая и осуждающая какие-л. недостатки, уродливые явления. [Скиталец] вел в «Самарской газете» стихотворные фельетоны на злобу дня. Телешов, Записки писателя. Малый академический словарь
  4. фельетон — орф. фельетон, -а Орфографический словарь Лопатина
  5. фельетон — Фельето́н/. Морфемно-орфографический словарь
  6. фельетон — (фр. feuilletoh < feuille листок) 1) Один из жанров публицистического стиля; газетная статья, высмеивающая известное лицо или негативное явление; фельетоны впервые появились во Франции, печатались на листках. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  7. фельетон — ФЕЛЬЕТОН а, м. feuilleton m. 1. устар. Отдел газеты (первоначально листок-приложение, а затем нижняя часть газетной страницы под поперечной чертой), в которой помещались статьи на бытовые темы об искусстве, литературе, а также художественные произведения. Словарь галлицизмов русского языка
  8. фельетон — см. >> сочинение Словарь синонимов Абрамова
  9. фельетон — фельетон , -а Орфографический словарь. Одно Н или два?
  10. фельетон — Особый отдел в газете, собств. листок Ср. В грошовой газете... тебя показывали в натуральном виде — так и стояло в фельетоне, — со всеми твоими тайными желаниями, замыслами, внутренней работой... П. Боборыкин. Китай город. 2, 21. Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  11. фельетон — Заимств. в XIX в. из франц. яз., где feuilleton «фельетон» < «листок», суф. уменьшит.-ласкат. производного от feuille «лист». Фельетон первоначально — последний лист (полоса) газеты, где чаще всего печатались развлекательные материалы. Этимологический словарь Шанского
  12. фельетон — ФЕЛЬЕТОН, а, м. Газетная или журнальная статья на злободневную тему, использующая юмористические и сатирические приёмы изложения. | прил. фельетонный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  13. фельетон — ФЕЛЬЕТ’ОН, фельетона, ·муж. (·франц. feuilleton, ·букв. листок). Статья на политическую, общественную или научную тему, легко и живо написанная, помещаемая в особом, для этого предназначенном отделе газеты. Толковый словарь Ушакова
  14. фельетон — ФЕЛЬЕТОН -а; м. [франц. feuilleton] Газетная или журнальная статья на злободневную тему, высмеивающая и осуждающая какие-л. недостатки, уродливые явления. Газетный ф. Написать ф. ◁ Фельетонный, -ая, -ое. Ф-ая литература. Ф. жанр. Толковый словарь Кузнецова
  15. фельетон — ФЕЛЬЕТОН франц. листок, отдел россказней в газете. Фельетонист, газетный сотрудник, пишущий отдел этот. Толковый словарь Даля
  16. Фельетон — (франц. feuilleton — листок). Первоначально вслед за Бертеном (см.), создавшим это нововведение в своем "Journal des Débats", так называли листок, приложенный к политической газете и посвященный критике, изящной словесности или искусствам. Первый опыт... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  17. Фельетон — (фр. feuille – листок) – художественно-публицистический, газетно-журнальный жанр, основная особенность которого – остро-критическое отношение к описываемому явлению, лицу. Содержит элементы сатиры и юмора. Словарь по культурологии
  18. фельетон — Фельетона, м. [фр. feuilleton, букв. листок]. Статья на политическую, общественную или научную тему, легко и живо написанная, часто в сатирическом тоне. Большой словарь иностранных слов
  19. ФЕЛЬЕТОН — ФЕЛЬЕТОН (франц. feuilleton, от feuille — листок) — художественно-публицистический газетно-журнальный жанр, основная особенность которого — острокритическое отношение к описываемому явлению, лицу. Большой энциклопедический словарь
  20. фельетон — фельетон м. 1. Жанр художественно-публицистической литературы, использующий юмористические и сатирические приёмы изложения (обычно в виде газетной или журнальной статьи). 2. устар. Раздел газеты, в котором помещались статьи такого жанра. Толковый словарь Ефремовой
  21. фельетон — фельето́н род. п. -а. Из франц. feuilleton, первонач. "листочек" от feuille "лист". Этимологический словарь Макса Фасмера