Рассказ

РАССКАЗ. В русской литературе обозначение более или менее определенного повествовательного жанра подзаголовком «рассказ» утверждается сравнительно поздно. Н. Гоголь, и Пушкин предпочитают название «повесть», там где мы могли бы сказать «рассказ», и только с 50-х годов начинается более отчетливое разграничение. Наименьшие колебания и наибольшая точность чувствуются у Толстого в его подзаголовках 50-х годов, которые могут изучаться в качестве примера чуткости к литературной терминологии. (Так, «Метель» названа «рассказом», «Записки маркера» «повестью» — и то, и другое в высшей степени точно).

Конечно, основные колебания могут быть только между двумя жанрами: повестью и рассказом, иногда соприкасающимся по своим заданиям и очень неопределенными по своему терминологическому значению. В самом деле, в то время как итальянская новелла эпохи возрождения — понятие вполне конкретное, ставшее в своей конкретности историческим и образовавшее твердый литературный жанр (отсюда легкость и объяснимость стилизации именно под итальянскую новеллу) — этого вовсе нельзя сказать о «рассказе». Разнообразие приемов композиции, мотивов, интересов, самой манеры изложения (у Тургенева, например, есть рассказ в 9 письмах — «Фауст») — связывается с рассказом XIX-го века. К нему принадлежат и отточенные в духе итальянской новеллы, произведения Э. По (одного из величайших мастеров рассказа) и развившиеся из приемов так называемой «сценки» «рассказы» раннего Чехова. Все эти соображения заставляют начать определение термина «рассказ» не с его теоретически и абстрактно установленного типа, а скорее с общей манеры, которую мы обозначим, как особую тональность повествования, придающую ему черты «рассказа». Эта тональность, довольно трудно определимая в отвлеченных понятиях, дается иногда сразу в деловитости начатого сообщения, в том, что рассказ очень часто ведется от первого лица, в том, что ему придаются черты чего-то действительно бывшего (отсюда характерный для рассказа прием — создание особой иллюзии случая, например, найденная рукопись, встреча, эпизоды во время путешествия и т. п.). Так, тон рассказа сразу уловлен в образцовом по построению «Хозяине и работнике» Толстого: «Это было в 70-х годах, на другой день после зимнего Николы. В приходе был праздник, и деревенскому дворнику, купцу второй гильдии Василию Андреевичу Брехунову, нельзя было отлучиться». Эта фактичность и деловитость начатого сообщения сразу настраивает на ожидание рассказа о каком-то событии («Это было»), подчеркнутого детальным упоминанием времени (70-е годы). Дальше, соответственно началу, вполне удержан тон специфического рассказа. Не лишнее прибавить, что элементами рассказа пронизано все творчество Толстого: те или иные части его романов при соответствующий закругленности могут быть выделены как отдельные рассказы). Совсем иная тональность начала «Фауста». Первые же письма создают ощущение повествовательной лирики, с очень подробной передачей чувств и различных, довольно расплывчатых, воспоминаний. Тон рассказывания предполагает нечто другое — строгую фактичность, экономию (иногда сознательно рассчитанную) изобразительных средств, незамедленную подготовку основной сущности рассказываемого.

Повесть, наоборот, пользуется средствами замедленной тональности — она вся наполнена подробной мотивировкой, побочными аксессуарами, а ее сущность может быть распределена по всем точкам самого повествования с почти равномерным напряжением. Так сделано в «Записках Маркера», где трагический конец кн. Нехлюдова воспринимается не трагически, благодаря равномерному напряжению и равномерному распределению. Таким образом, особая специфическая тональность рассказа создается вполне определенными средствами. Хороший рассказчик знает, что он должен сосредоточить внимание на сравнительно легко обозримом случае или событии, быстро, т.-е. незамедленно, объяснить все его мотивы и дать соответствующее разрешение (конец). Сосредоточенность внимания, выдвинутый по напряженности центр и связанность мотивов этим центром — отличительные признаки рассказа. Его сравнительно небольшой объем, который пытались узаконить в качестве одного из признаков, всецело объясняется этими основными свойствами.

К. Локс.

Источник: Словарь литературных терминов на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Рассказ — Малая эпическая жанровая форма художественной литературы — небольшое по объёму изображенных явлений жизни, а отсюда и по объёму своего текста, прозаическое произведение. Его отличие от других прозаических форм осознавалось в рус. литературе постепенно. Большая советская энциклопедия
  2. Рассказ — РАССКАЗ. — Термин «Р.» в его жанровом значении обычно применяется ко всякому небольшому повествовательному прозаич. литературному произведению с реалистической окраской... Литературная энциклопедия
  3. рассказ — -а, м. 1. Действие по знач. глаг. рассказать—рассказывать. Прервать чей-л. рассказ. □ Александр Дмитриевич пустился в рассказы о детстве Петра, о начале его правления, о стрелецких бунтах. В. Глинка, Старосольская повесть. Малый академический словарь
  4. рассказ — Рас/ска́з/. Морфемно-орфографический словарь
  5. рассказ — орф. рассказ, -а Орфографический словарь Лопатина
  6. рассказ — Жанр речевого общения, разговорной речи; в нем [жанре] преобладает монологическая форма речи внутри диалога или полилога; стратегическая линия общения – солидарность, согласие, кооперация... Словарь лингвистических терминов Жеребило
  7. рассказ — РАССКАЗ а, м. rasscasse f. Скорпена. Мак. 1908. Добыл я у знакомого рыбака с полведра красной рыбы, по местному "рассказ" называется, — морские пучеглазые ерши, в придачу взял морского жирного угря, да пяток живых лангуст. С. Черный Настоящий буйабес. // Ч. 300. Словарь галлицизмов русского языка
  8. рассказ — см. >> анекдот, книга, сказка см. также -> по рассказам Словарь синонимов Абрамова
  9. рассказ — сущ., м., употр. очень часто (нет) чего? рассказа, чему? рассказу, (вижу) что? рассказ, чем? рассказом, о чём? о рассказе; мн. что? рассказы, (нет) чего? рассказов, чему? рассказам, (вижу) что? рассказы, чем? рассказами, о чём? о рассказах... Толковый словарь Дмитриева
  10. рассказ — РАССКАЗ, а, м. 1. Малая форма эпической прозы, повествовательное произведение небольшого размера. Сборник рассказов. 2. Словесное изложение какихн. событий. Р. очевидца. Толковый словарь Ожегова
  11. рассказ — РАССК’АЗ [аск], рассказа, ·муж. 1. Действие по гл. рассказать-рассказывать (·редк. ). «Началось чаепитие, разговоры, рассказы губернских новостей.» Лесков. 2. Словесное описание, изложение каких-нибудь событий. Рассказ очевидца. Толковый словарь Ушакова
  12. Рассказ — Род эпоса, близкий к повести [см.], отличающийся от нее меньшими размерами и еще большей несложностью. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  13. рассказ — РАССКАЗ -а; м. 1. к Рассказать — рассказывать. Подробный, сбивчивый р. Р. очевидца о происшествии. Р. о жизни в деревне. Прервать чей-л. р. Начать, дополнить р. Заинтересовать кого-л. своим рассказом. Толковый словарь Кузнецова
  14. рассказ — См. рассказывать Толковый словарь Даля
  15. Рассказ — Малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью как более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим от новеллы. Словарь по культурологии
  16. РАССКАЗ — РАССКАЗ — малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью как более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим от новеллы, а с 18 в. — и очерка. Большой энциклопедический словарь
  17. рассказ — рассказ м. 1. Процесс действия по гл. рассказать, рассказывать 2. Результат такого действия; то, что рассказывается; изложение каких-либо событий; рассказывание 2. 3. Небольшое художественное повествовательное произведение в прозе. Толковый словарь Ефремовой