Псевдоним

ПСЕВДОНИМ служит практической цели: заменяет собою настоящее имя, которое по тем или иным причинам желательно скрыть. Под псевдонимом выступают представители искусства (главным образом, на театре и в литературе), реже представители науки. Псевдонимом же пользуются в искусстве и при упоминании реального лица, которому посвящено произведение или которое в нем выводится: таково имя Лесбии у Катулла, имя Лауры у Петрарки, бесчисленные, требуемые кодексом средневековой куртуазии, псевдонимы дам у провансальских трубадуров.

Псевдонимы научных деятелей, кроме практических целей, никаких других, обычно, не преследуют.

Псевдонимы театральные отображают стремление к благозвучию, пышности (у первых любовников, теноров) или же к характерности, выразительности (у комиков, резонеров). Здесь сказываются уже художественные возможности псевдонима.

Но они в гораздо большей степени проявляются в псевдонимах литературных.

Так как всякий псевдоним представляет собою имя, то он принципиально заключает в себе все художественные возможности, существующие для автора при изобретении фамилий действующих лиц, всяческих названий и проч. (см. Имя).

Но как особый, частный вид названия псевдоним обладает и некоторыми особыми, частными свойствами. От других имен, существующих в литературе, он отличается своей непосредственной связью с некоторой реальной личностью; обозначает действительно существующее, а не измышленное лицо. Отношением к той связи, очевидно, и должны определяться художественные особенности, характерные для псевдонима.

Псевдоним, за которым всегда стоит реальная личность, может отображать собою, в той или иной степени, эту связь или не отображать ее вовсе. В последнем случае эффект псевдонима построен иногда на полном отрицании всякой связи с какой бы то ни было личностью вообще. Таков псевдоним И. Анненского — Никто. Таково наименование, избранное капитаном Nemo (по лат. Никто) в романе Жюля Верна «80.000 верст под водой», где оно еще более подчеркивает загадочность героя. На этом же псевдониме построен целый эпизод в мифе об Улиссе: Улисс, ослепивший Полифема, называет себя Никто, и когда Посейдон, желая отомстить обидчику, спрашивает сына, кто его обидел, тот, называя ложное имя, отвечает: Никто.

Обычные псевдопимы типа «Неизвестный», «Инкогнито» и пр. подчеркивают неопределенность скрывающегося за ними лица. Интересны случаи, когда неопределенность эта сочетается с кажущейся формальной определенностью: «Брат своего брата» — Н. М. Пазухин, «Развлеч.». 1887; «Сын своей матери» — В. М. Дорошевич, «Развлеч.». 1887—88.

Когда псевдоним отображает в своем построении связь с действительным лицом, в нем проявляются те же приемы, что и в каждом измышленном имени: он может подчеркивать ту или иную особенность этого лица — либо реальным смыслом слов, из которых он образован, либо звуковыми своими особенностями (см. Имя). Но и здесь могут быть наблюдены черты, присущие исключительно ему: это те, которые связаны со звуковым составом соответствующего действительного имени. Из эффектов, построенных на этой стороне псевдонима, наиболее распространенный — обращение фамилии, которым как бы загадывается загадка. И чем менее близки по своему стилю слова, чем неожиданнее связь, тем ощутительнее эффект (Вотсереб Роге — Егор Берестов, «Иллюстрация» Кукольника). Есть псевдонимы, построенные на осмысливании фамилии (Еѳиопъ — Н. Г. Чернышевский, «Свисток», 1862). В случае сотрудничества псевдоним отображает и количество авторов: Бр. Гонкуры — А. П. Петров и С. Я. Уколов («Пет. Лист.», 1892). Впрочем, имя «Козьма Прутков» прикрывает собою несколько лиц: А. М. и В. М. Жемчужниковых, А. Толстого и др. Роль его такова же, как и портрета, приложенного к сочинениям этих лиц: он — носитель мифа об авторе этих сочинений.

Обратно — наши дни являют пример, где творчество личное, при помощи псевдонима, выдается за творчество коллективное: это поэма В. Маяковского «150.000.000» («сто пятьдесят миллионов — автора этой поэмы имя»).

Наконец, в некоторых псевдонимах автор предстает перед нами как бы в замаскированном виде, пользуясь готовым историческим либо литературным образом (Гамлет — И. Н. Измайлов, Диоген — В. В. Билибин, «Новости», 1890).

Вне связи с действительным лицом выразительность псевдонима может быть построена на применении типографских эффектов, неприменимых внутри произведения, где они должны неизбежно примелькаться. Здесь интересно противоположение латинского шрифта и звукового состава слов, напр., Incognitènko, Е. С. Федоров-Чмыхов («Развлеч.», 1884), где шрифт еще более подчеркивает нелепое соединение лат. корня и характерно-украинского окончания.

На том же типографском эффекте построены псевдонимы-головоломки с искусственно затемняющим начертанием слов — Каран д'Аш, псевдоним-шарада (см. Шарада) — Шут-Ник (Н. О. Ракшанин, «Развлеч.», 1887), псевдоним-ребус, как, напр., подпись Д. Д. Минаева в «Стрекозе»:

Mi

f

Валентина Дынник.

Источник: Словарь литературных терминов на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Псевдоним — (от Псевдо... и греч. ónyma — имя) подпись или имя, которыми Автор или Артист заменяют своё настоящее имя. К П. прибегали издавна с различными целями: укрыться от преследований цензуры (См. Большая советская энциклопедия
  2. псевдоним — псевдоним м. 1. Вымышленное имя, которым некоторые писатели, артисты, политические деятели и т.п. заменяют свое подлинное имя. 2. Лицо, выступающее под таким именем. Толковый словарь Ефремовой
  3. псевдоним — ПСЕВДОНИМ, а, м. Вымышленное имя писателя, артиста, политического деятеля. Писать под псевдонимом. | прил. псевдонимный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  4. псевдоним — Заимств. в XIX в. из франц. яз., в котором pseudonyme < греч. pseudonymos (pseudos «ложный» и onoma «имя»). Этимологический словарь Шанского
  5. Псевдоним — Вымышленная фамилия, имя, цифровой или словесный символ, которые избирают себе и под которыми фигурируют в оперативных документах в целях конспирации агенты, резиденты, содержатели явочных и конспиративных квартир... Контрразведывательный словарь
  6. псевдоним — -а, м. Вымышленное имя или фамилия, под которыми часто выступают писатели, художники и др. [Тригорин:] И никто не знает вашей настоящей фамилии, так как вы печатаетесь под псевдонимом. Чехов, Чайка. Малый академический словарь
  7. ПСЕВДОНИМ — ПСЕВДОНИМ (от псевдо... и греч. onyma — имя) — условное имя автора или артиста, которое заменяет его настоящие имя или фамилию (либо то и другое). Законом раскрытие псевдонима без согласия автора не допускается, кроме случаев, когда псевдоним используется в целях фальсификации авторства. Большой энциклопедический словарь
  8. псевдоним — Вымышленное имя, существующее в общественной жизни человека наряду с настоящим именем или вместо него. Толковый переводоведческий словарь / Л.Л. Нелюбин. — 3-е изд., перераб. — М.: Флинта: Наука, 2003 Толковый переводоведческий словарь
  9. Псевдоним — (от греч. ψευδής — ложный и όνομα — имя) — выдуманное имя или условный знак, которым автор подписывает свое произведение. Разоблачение... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  10. Псевдоним — ПСЕВДОНИМ (греч. pseudonymos — «лжеименный») — вымышленное имя, заменяющее собой настоящее, к-рое по тем или иным причинам надо скрыть. По условиям создания вымышленного имени следует различать П. литературный... Литературная энциклопедия
  11. псевдоним — ПСЕВДОНИМ а, м. pseudonyme m. <�гр. pseudonimos носящий ложное имя. 1. Вымышленное имя, которым некоторые писатели, артисты, политические деятели и др. заменяют подлинное свое имя. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  12. псевдоним — Псевдонима, м. [греч. pseudonymos – носящий ложное имя] (книжн.). Вымышленное имя, которым писатели, художники, артисты пользуются в публичных выступлениях. Свое первое произведение Гоголь подписал псевдонимом “Алов”. Большой словарь иностранных слов
  13. псевдоним — ПСЕВДОН’ИМ, псевдонима, ·муж. (·греч. pseudonymos — носящий ложное имя) (·книж. ). Вымышленное имя, которым писатели, художники, артисты пользуются в публичных выступлениях. "М.Горький" — псевдоним А.·муж. Пешкова. Толковый словарь Ушакова
  14. псевдоним — Вымышленное, условное имя автора произведения науки, литературы или искусства. у некоторых авторов кроме основного п. было много других (напр., у ленина — свыше 150). бывают и коллективные -п. (козьма прутков, кукрыниксы). Большой юридический словарь
  15. псевдоним — Псевд/они́м/. Морфемно-орфографический словарь
  16. псевдоним — ПСЕВДОНИМ -а; м. [от греч. pseudos — ложь, вымысел и onyma — имя] Вымышленное имя, которое берут себе некоторые писатели, артисты, политические деятели (ср. автоним). Писать под псевдонимом. Взять себе п. Словарь псевдонимов. ◁ Псевдонимный, -ая, -ое. Толковый словарь Кузнецова
  17. псевдоним — Это слово, имеющее значение "вымышленное имя или фамилия", восходит (через французское посредство) к греческому pseudonymos, составленному из элементов: pseudos – "ложный" и onoma – "имя". Этимологический словарь Крылова
  18. псевдоним — см. >> вымышленный, имя Словарь синонимов Абрамова
  19. псевдоним — орф. псевдоним, -а Орфографический словарь Лопатина
  20. псевдоним — Вымышленное, условное имя автора произведения науки, литературы или искусства. Право на ПСЕВДОНИМ — личное неимущественное право автора. Финансовый словарь терминов
  21. псевдоним — Подставное (ложное) имя (писателя); писатель (или другое имя) под чужим именем Ср. Жена его... действительно носила сочиненное ею самой имя, по театру, Бардини. Она под этим псевдонимом выступила впервые где-то в Италии. Боборыкин. Дома. 8. Ср. Фразеологический словарь Михельсона