Дневник

ДНЕВНИК. Так называются записки, составленные данным лицом о событиях своей внешней и внутренней жизни. Самое название «Дневник» (от слово «день») указывает на отличительную формальную особенность этих записей: они ведутся в хронологическом порядке, по мере развития событий, правда, иногда с более или менее значительными перерывами, обусловленными либо внешними обстоятельствами, либо душевным состоянием автора дневника. Во всяком случае, подобные записи не ретроспективны: они современны соответствующим событиям. От этой основной формальной особенности дневника зависит и расчленение его на части. Оно обусловлено датой отмечаемых событий, а не их внутренней последовательностью.

Второй значительной особенностью дневника служит его субъективная форма: рассказ о событиях ведется всегда от первого лица, выбор темы всегда явно зависит от личных интересов автора.

Авторами дневников нередко бывают лица, никакого отношения к искусству не имеющие. Даже писатели-художники, ведя свой дневник, если он не предназначен к опубликованию, не ставят при этом перед собою специальных художественных задач; Поэтому обычный дневник, в большинстве случаев, не может еще рассматриваться, как художественное произведение. Но и обычный дневник рядового человека все же кроет в себе некоторые особенности, могущие заинтересовать исследователя литературы. Среди этих особенностей наиболее ощутимая — стиль эпохи. Таков, например, дневник Веры Сергеевны Аксаковой. Ни художественные произведения ее отца, ни публицистические — брата — не могут, так живо передать мелкие особенности быта, неприметные изгибы современной ей психики, едва уловимые оттенки в мироощущении данной среды — как эти незамысловатые записи, занесенные неуверенной женской рукой.

Дневники писателей, помимо своего очевидного значения в качестве историко-литературного документа, интересны для нас и обрывками художественных образов, особенностями речи, в которых ведь не могли не сказаться, помимо даже желания, писательские наклонности автора.

Но художники слова могут пользоваться дневником и просто, как литературной формой. Здесь мы встречаемся с двумя разновидностями: или это действительно дневник писателя, но предназначенный для постороннего чтения, или же это записки совершенно вымышленного лица, литературного героя.

Образец первой разновидности дневника, как литературного произведения — «Дневник писателя» Достоевского. В нем переплелись в один клубок самые разнообразные темы: литературные, общественные, политические. Здесь уже выбор темы определяется не личными только интересами автора, но интересами круга его читателей. И самый язык «Дневника Писателя» — не непритязательный язык обычного дневника: фельетонный стиль этих страниц расчитан на чужое внимание. Хронологическая форма дневника дает Достоевскому повод к оживлению основной темы вставными замечаниями, ссылками на личные обстоятельства и проч., что искусственно (и искусно) содействует непринужденности речи. Та же форма создает возможность вставлять среди публицистических тем и отдельные художественные произведения: включенные Достоевским в свой «Дневник» рассказы («Бобок», «Сон смешного человека» и др.) — это страницы подлинного поэтического письма.

Другая разновидность дневника — литературной формы — дает не меньше художественных возможностей. Среди примеров русской литературы — «Записки из подполья» Достоевского, «Дневник лишнего человека» Тургенева. Мопассан дает образец этой формы в своем фантастическом рассказе «Horlá». И у Достоевского, и у Тургенева, и у Мопассана выбор этой формы обусловлен психологическими заданиями произведений: заставляя говорить самого героя, они еще больше обостряют свой психологический анализ, придавая ему, к тому же, характер особой правдоподобности. Эта последняя особенность (придание правдоподобности) прекрасно использована Мопассаном, в связи с одним еще обстоятельством, — с фантастичностью основного сюжета.

Рассказ «Horlá» — несколько листков, заполненных беспорядочными записями, лихорадочно сделанными рукою уединенного мечтателя. Его посещает по ночам какое-то странное существо, которому он дает имя «Horlá». Сначала дух дает знать о себе едва уловимыми признаками, затем все больше и больше внедряется в жизнь героя, пока тот, обезумев от его преследований, не поджигает, наконец, всего дома, желая уничтожить в пламени своего мучителя. Такова внешняя фабула рассказа. Она фантастична и смещает реальную установку событий. Но Мопассан, пользуясь избранной им формой дневника, создает здесь своеобразный эффект. Параллельно с развитием внешнего фантастического сюжета, развивается внутренний сюжет — безумие героя. Дневник, под пером Мопассана служит, таким образом, одним из наиболее удачных видов комбинации сюжетов. Эта комбинация, к тому же, заключает в себе и реалистическое оправдание фантастических событий.

Связь между формой дневника и психологическим анализом находит подтверждение не только в особенностях самой литературной формы, но и в исторических данных. Для сентиментализма и романтизма, выдвинувших жизнь сердца на смену рационалистическим темам предшествующих литературных направлений, дневник стал одной из излюбленных форм.

Валентина Дынник.

Источник: Словарь литературных терминов на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Дневник — ДНЕВНИК — см. Мемуарная литература. Литературная энциклопедия
  2. дневник — -а, м. 1. Ведущиеся изо дня в день записи каких-л. фактов, событий, наблюдений и т. п. во время путешествия, экспедиции или каких-л. занятий, деятельности. Путевой дневник. Судовой дневник. Малый академический словарь
  3. дневник — Дн/евн/и́к/. Морфемно-орфографический словарь
  4. Дневник — Подневные записи одного лица или коллектива, ведущиеся синхронно событиям их жизни (ср. Мемуары). Внешняя, но более других обязательная примета Д. — обозначение дат. Реальные Д. (впервые получившие широкое распространение в Англии... Большая советская энциклопедия
  5. дневник — орф. дневник, -а Орфографический словарь Лопатина
  6. дневник — Французское – journal (журнал). Латинское – diurnale. Слово «дневник» французского происхождения, в лексический состав русского языка оно вошло в начале XVIII в. Производные: дневниковый, дневничок. Этимологический словарь Семёнова
  7. дневник — см. >> календарь, книга Словарь синонимов Абрамова
  8. дневник — сущ., м., употр. сравн. часто (нет) чего? дневника, чему? дневнику, (вижу) что? дневник, чем? дневником, о чём? о дневнике; мн. что? дневники, (нет) чего? дневников, чему? дневникам, (вижу) что? дневники, чем? дневниками, о чём? о дневниках... Толковый словарь Дмитриева
  9. дневник — Отмечается с Петровской эпохи. Словообразовательная калька франц. journal «газета, журнал», суф. производного от journée «день». См. дежурить, журнал. Этимологический словарь Шанского
  10. дневник — ДНЕВНИК -а; м. 1. Ежедневные записи наблюдений, текущих событий общественной или личной жизни; тетрадь для таких записей. Вести д. Д. экспедиции. Путевой, походный д. Д. писателя, путешественника. 2. Периодический обзор каких-л. событий, проблем и т.п. Толковый словарь Кузнецова
  11. дневник — См. дневный Толковый словарь Даля
  12. дневник — ДНЕВНИК, а, м. 1. Записи о каждодневных делах, текущих событиях, ведущиеся изо дня в день. Вести д. Д. экспедиции. 2. Ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успеваемости и поведении. | прил. дневниковый, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова
  13. дневник — ДНЕВН’ИК, дневника, ·муж. 1. Записки личного характера, ведущиеся изо дня в день (·книж. ). Вести дневник. 2. Ежедневные записи научных наблюдений, производимых во время экспедиций и исследований. | Название разного рода периодических изданий (·книж. лит. Толковый словарь Ушакова
  14. дневник — Это слово скалькировано с французского journal, образованного от существительного journee – "день". Этимологический словарь Крылова
  15. дневник — дневник м. 1. Записи личного характера, ведущиеся изо дня в день; тетрадь для таких записей. || Записи наблюдений, событий и т.п., ведущиеся изо дня в день во время работы, путешествия и т.п. 2. Тетрадь для записи заданных ученику на дом уроков и выставления оценок. Толковый словарь Ефремовой
  16. ДНЕВНИК — ДНЕВНИК — записи личного, научного, общественного характера, ведущиеся день за днем. Как литературная форма открывает специфические возможности для изображения внутреннего мира персонажа ("Записки сумасшедшего" Н. Большой энциклопедический словарь
  17. дневник — дневни́к калька франц. journal из народнолат. diurnāle : diurnum (commentariolum), которое восходит к греч. ἐφημερίς "дневной"; см. Клюге-Гётце 608 (без упоминания русск. слова). Этимологический словарь Макса Фасмера