Академизм

АКАДЕМИЗМ. Термин этот возникает сравнительно недавно, в 60—80-х годах XIX века. Возникновением своим он обязан борьбе, которую повели в области литературы и других изящных искусств представители молодого поколения с представителями старших. Представители старших поколений, общепризнанные, члены академий, как-то невольно привыкали смотреть на себя, как на парнасцев, классиков, бессмертных, чуждых вечной земной изменчивости, владеющих неоспоримой истиной «чистых форм». Верность этим установленным формам легче всего открывала доступ к академическому креслу. Создавался особый академический вкус «чистых форм». И вот эта то чистота форм защищалась во всех видах поэзии Академиями, как бы по завету основателя первой французской Академии (в 1635 г.), кардинала Ришелье. Видной задачей своей Академии кардинал Ришелье поставил очищение и облагораживание французского языка по образцу Academia della Crusca основанной поэтом Граццини во Флоренции в 1582 году с той же целью. Отсюда мысль о защите «чистых форм» стала девизом всех академий и во всех сферах знаний и искусства. Таким образом, сразу становится понятно, почему термин Академизм возникает сравнительно поздно, и именно в результате борьбы, возгоревшейся около вопроса о преимущественном значении «чистых форм» и новаторства. Новаторы всегда были, но они, проповедуя свои формы, должны были считаться с тем, что признание таланта устанавливается только официальными учреждениями, которые располагали всеми поощряющими средствами. Академии — определители общественного вкуса до тех пор, пока в это дело не вмешалось общество. С тех пор, как, благодаря развитию средств передвижения и печати, накоплению частных богатств, общество само взяло на себя определение талантливости художественных деятелей путем проявления широкого интереса к их произведениям и покупательного спроса на таковые, Академии утрачивают свое значение определителей литературных и вообще художественных мерок. Однако, до 60—80 годов XIX в., до эпохи величайшего расцвета индустрии, новаторы никогда не поднимали общего вопля против Академий, как учреждений, задерживающих развитие художественного вкуса в полном соответствии со всею современностью. Лишь теперь «чистые формы» зазвучали, как «классические формы», и их сберегатели в глазах представителей нового уклона стали казаться ложноклассиками Ложноклассицизм воскрес, получив новое название академизма. Впервые такая борьба намечается во Франции, где Шарль Бодлер и Поль Верлен резко заявляют свои права на выбор и тем, и форм вне круга, узаконенного Парижской Академией. За ними следует ряд других писателей и художников, и к семидесятым годам прошлого столетия назревает целая плеяда поэтов и художников, которые ставят своим девизом разрушение старых форм и пересмотр всего академического свода законов, как в отношении восприятия, так и в отношении воплощения художественных впечатлений. Импрессионисты и символисты объявляют академические вкусы отсталыми и успевают убедить в этом значительную часть культурной публики. Движение захватывает и другие национальные художественные силы. В России оно, прежде всего, сказывается в области живописи. Ряд художников в 80-х годах уходит из академии живописи и ваяния, в виде протеста против ее заветшалой манеры письма и обучения. Несколько позже в России возникает и крепнет символизм литературный, давший ряд видных писателей и поэтов. Борьба представителей этих направлений с чистыми академическими формами придает несколько отрицательный смысл термину академизм, как противоположности свободному в своих формах человеческому искусству. Таково одно значение термина, но он имеет и другое значение — более положительное. В последнем случае академизм понимается, вак верность установленным «чистым формам», в связи с глубокой значимостью содержания произведения, его обще-человеческим захватом. С этой точки зрения академизм Сюлли-Прюдома, Бласко-Ибаньеса, у нас В. Г. Короленко, И. Бунина рассматривается только в отношении манеры письма, стремящейся удержать старый язык, старую этимологию и синтаксис. Двойственное значение термина должно быть всегда строго учитываемо при названии того или другого художественного явления академичным. Академичен и Коненков, и Беклемишев, и Дункан, и Павлова. Одиозным термин становится только в случае подчеркивания им мертвящего единообразия («так принято») в определения художественности.

А. Богоявленский.

Источник: Словарь литературных терминов на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. академизм — орф. академизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  2. академизм — АКАДЕМИЗМ, а, м. (книжн.). 1. Академическое (во 2 и 4 знач.) отношение к чему-н. 2. Направление в искусстве, догматически следующее сложившимся канонам искусства античности и эпохи Возрождения. Толковый словарь Ожегова
  3. Академизм — (франц. acadеmisme), направление, сложившееся в художественных академиях XVI-XIX вв. (см. Академии художественные) и основанное на догматическом следовании внешним формам классического искусства. Художественная энциклопедия
  4. академизм — АКАДЕМИЗМ -а; м. 1. Не связанная с практикой чисто теоретическая направленность научных исследований и учебных занятий. 2. В изобразительном искусстве 16 — 19 вв. Толковый словарь Кузнецова
  5. АКАДЕМИЗМ — АКАДЕМИЗМ (франц. academisme) — 1) чисто теоретическое направление, традиционализм в науке и образовании. 2) Оторванность науки, искусства, образования от жизни, общественной практики. Большой энциклопедический словарь
  6. академизм — сущ., кол-во синонимов: 1 академичность 7 Словарь синонимов русского языка
  7. Академизм — (французское académisme) в изобразительном искусстве, направление, сложившееся в художественных академиях 16—19 вв. (см. Академии художественные) и основанное на догматическом следовании внешним формам классического искусства. Большая советская энциклопедия
  8. академизм — академизм I м. 1. Направление, сложившееся в художественных академиях Российского государства в XVI — XIX вв., основанное на подражании внешним формам эпохи античности и Ренессанса в сочетании с идеализацией образов, театральностью композиции... Толковый словарь Ефремовой
  9. академизм — 1) соблюдение академических (школьных) традиций в области науки и искусства; 2) художественное направление (главным образом в искусстве 17 – 19 вв.), соблюдающее академические традиции подражания классическим (античным) образцам, борющееся с прогрессивными и новаторскими течениями Большой словарь иностранных слов
  10. Академизм — (франц. academisme) 1. чисто теоретическое направление, традиционализм в науке и образовании. 2. Оторванность науки, искусства, образования от жизни, общественной практики. 3. Направление в изобразительном искусстве 16-19 вв. (Бим-Бад Б.М. Педагогический терминологический словарь
  11. академизм — АКАДЕМИЗМ а, м. académisme m. 1845. Рей. 1876. Лексис. 1. Чисто теоретическая направленность в научных и учебных занятиях. БАС-2. Литературоведческие опыты почтенного ученого .. необыкновенно скучны. Словарь галлицизмов русского языка
  12. академизм — -а, м. 1. Чисто теоретическое направление в научных и учебных занятиях, оторванность их от практики, от требований жизни. 2. Направление в изобразительном искусстве, догматически следовавшее канонам... Малый академический словарь
  13. академизм — Академ/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  14. академизм — Академизм, академизмы, академизма, академизмов, академизму, академизмам, академизм, академизмы, академизмом, академизмами, академизме, академизмах Грамматический словарь Зализняка
  15. академизм — АКАДЕМ’ИЗМ, академизма, мн. нет, ·муж. 1. ·отвлеч. сущ. к академический во 2 ·знач. 2. Пренебрежение к общественной работе под предлогом первостепенной важности академических занятий (в высших учебных заведениях). Толковый словарь Ушакова