Тартюф

ТАРТЮФ (Tartuffe) — центральный образ комедии Мольера «Тартюф, или обманщик» (Le Tartuffe ou l’imposteur, 1664) — одного из великих памятников мировой литературы.

Комедия как резкая сатира на французское духовенство XVII века является злободневным политическим антиклерикальным памфлетом, выпадом против современного автору строя. Т. носит «определенные признаки воинствующего французского клерикала XVII в., владеет всем обильным запасом двусмысленных доктрин, устанавливавших в широких размерах те сделки с небом , о к-рых он так мастерски говорит» (Веселовский). Но Т. не только клерикал. Святоша и лицемер, приживальщик и лжеучитель, он соединяет в себе все пороки правящих и привилегированных классов своего времени: властолюбие и алчность, изнеженность и сластолюбие, жажду наслаждений и холодный цинизм, бездельное существование и лицемерную мораль, схоластическую казуистику и нетерпимое ханжество. Имя Т. вскоре стало нарицательным для всякого лицемерия и святошества, в том числе и политического.

Создавая образ Т., Мольер использовал определенную литературную традицию. Он соединил в Т. неизменные свойства лицемера и ханжи, сохранившиеся на протяжении многовековой лит-ой истории. Восходя к паразитам плавтовских комедий, родословная Т. включает в себя образы ханжей у Аретино, Скаррона, Сореля, испанца Барбадильо. В позднейшей литературе ряд образов и ситуаций перекликается с бессмертной комедией Мольера — таковы воспитатель Тома Джонса в «Истории Тома Джонса — найденыша» Филдинга, Фома Опискин в «Селе Степанчикове и его обитателях» Достоевского, Иудушка Головлев в «Господах Головлевых» Салтыкова-Щедрина. Родственные Т., образы эти, порожденные различными социальными ситуациями, дают свое индивидуально-неповторимое, специфическое для своего времени воплощение тех пороков собственнического человека, к-рые нашли в образе Т. свое совершенное и законченное выражение.

Библиография: Mangold W., Moliere’s Tartuffe, Geschichte und Kritik, Oppeln, 1881; Regnier F. J. P., Le Tartuffe des comediens, Notes sur Tartuffe, P., 1896; Urbano D., Il Don Pilone del Giglie le Tartuffe del Moliere, Napoli, 1905; Baumal F., Moliere et les devots (La genese du Tartuffe), P., 1919; Его же, Tartuffe et ses avatars, P., 1925; Almeras H. d’, Le Tartuffe de Moliere, Paris, 1928; Emard P., Tartuffe. Sa vie, son milieu et la comedie de Moliere, Paris, 1933.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. тартюф — ТАРТЮФ а, м. tartuffe. По имени Тартюфа, героя одноименной комедии Мольера. 1. О ханже и лицемере. БАС-1. Слово, означающее действующее лицо в комедии, которое принимается за лицемера. Ян. 1806. Я вовсе не моралист, а менее всего тартюф в добродетели. Словарь галлицизмов русского языка
  2. тартюф — (иноск.) — лицемер, хитрый ханжа, святоша Ср. Все лица (в пьесах) самые обыкновенные люди. И у Мольера, говорит, скупой — скуп, Тартюф — подлый лицемер. Можно даже, говорит, придумать похитрее, поинтереснее интригу. Фразеологический словарь Михельсона
  3. Тартюф — орф. Тартюф, -а Орфографический словарь Лопатина
  4. ТАРТЮФ — ТАРТЮФ (фр. Tartuffe) — герой комедии Мольера «Тартюф, или Обманщик» (первая ред. под назв. «Тартюф, или Лицемер» — 1664, вторая ред. под назв. «Обманщик» — 1667, третья ред. под настоящим назв. — 1669). Энциклопедия литературных героев
  5. тартюф — ТАРТЮФ -а; м. Лицемер, ханжа. ● По имени главного героя комедии Ж.-Б.Мольера "Тартюф" (1664). Толковый словарь Кузнецова
  6. тартюф — [фр. Tartuf(f)e] – лицемер и ханжа. По имени героя комедии Мольера того же названия. Большой словарь иностранных слов
  7. тартюф — Тартюф м. 1. Литературный персонаж. 2. Употребляется как символ лицемера, ханжи. Толковый словарь Ефремовой