Словораздел

СЛОВОРАЗДЕЛ — термин, применяемый в языковедении и стиховедении, граница между отдельными словами. В работах по стиховедению С. часто отождествляется с паузой внутри предложения, что не соответствует действительности: отдельное слово (см.) в связной речи выделяется не чисто звуковым членением, не паузами, но сложным функционированием грамматико-семантических связей. Однако поскольку слово — по тем или другим признакам — все же выделяется в речи, распределение С. влияет на ритмическое ее членение, свидетельствуя лишний раз о связи ритма со смысловой-стороной языка. Поэтому в истории стихосложения — в особенности стихосложения тонико-силлабического — значительное место занимает вопрос о соотношении распределения С. к собственно ритмическому членению стиха, напр. членению на стопы (см.).

Так, немецкие теоретики стихосложения XVIIIв. (Клопшток) вводят понятие «словесной стопы» (Wortfuss), противопоставляя его понятию «метрической стопы» (Versfuss); устанавливается ряд требований к соотношению С. и концов стоп, так, воспрещается совпадение тех и других; еще Гейне в письме к Иммерману подверг критике стих «Eine schwere dicke Zahre» за совпадение С. с концами хореев.

Значительное внимание уделяют С. и русские теоретики стихосложения. Еще Радищев («Апология Тилемахиды») предлагает стихи читать «стопами слов по клопштокову наставлению». Совпадение концов стоп и С. порицается и русскими теоретиками стихосложения нач. XIXв. Особенный интерес вызывает вопрос о С. в первом десятилетии XXв. в связи со спорами о принципах русского стихосложения; так, ему много внимания уделяют в своих работах по стихосложению Шенгели, Томашевский, Жирмунский и мн. др. Результаты подсчетов, производившихся названными исследователями, показывают значительное обогащение ритма стиха вариациями С. Так, ямб получает ход хорея, если С. оказываются после неударных слогов:

«Мой / дя`дя / са`мых / че`стных / пра`вил».

По подсчету Шенгели, в 4-стопном ямбе встречается около 40 наиболее распространенных ритмических вариаций, создаваемых расстановкой С. и ударений. см. Стихосложение.

Библиография: ТомашевскийБ.В., Ритмика 4-стопного ямба по наблюдениям над стихом «Евгения Онегина», «Пушкин и его современники», вып.XXIX—XXX, П., 1918 (перепеч. в его книге: О стихе, (Л.), 1929); Его же, Русское стихосложение. Метрика, П., 1923; Его же, Пятистопный ямб Пушкина, в сб. «Очерки по поэтике Пушкина», Берлин, 1923; ЖирмунскийВ.М., Введение в метрику. Теория стиха, Л., 1925 (с обширн. библиографией); ШенгелиГ., Трактат о русском стихе, ч.1, изд. 2, М. — П., 1923.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. словораздел — орф. словораздел, -а Орфографический словарь Лопатина
  2. словораздел — Слов/о/раз/де́л/. Морфемно-орфографический словарь
  3. Словораздел — СЛОВОРАЗДЕЛ, слор, между словесный перерыв, малая цезура — есть перерыв в стихе между двумя словами. Это обозначение во многом очень и очень условно, так как эксперимент со специальными аппаратами показывает... Словарь литературных терминов
  4. словораздел — СЛОВОРАЗД’ЕЛ, словораздела, ·муж. (лит., линг.). То место в звучащей речи, где кончается одно слово и начинается другое. Толковый словарь Ушакова
  5. СЛОВОРАЗДЕЛ — СЛОВОРАЗДЕЛ — смысловая граница между словами в потоке речи; особенно ощутим в стихах, где служит вспомогательным элементом ритма (см. Цезура). Большой энциклопедический словарь