Сахир

САХИР Джелал (1883—1935) — турецкий поэт, Р. в Стамбуле. Сын губернатора С. является одним из последних представителей группы «Сервети Фюнун» (см. Турецкая литература). Когда С. окончил среднюю школу, «Сервети Фюнун» находился в периоде своего расцвета. Литературная молодежь под влиянием Т.Фикрета (см.) и Халида Зия, освобождаясь от старых литературных канонов и убеждений, с большим увлечением следовала за течением «Эдебийати Джедиде» (см. «Турецкая литература»), направленным против абсолютизма султана Абдул-Гамида.

С. еще 16-летним юношей, войдя в «Сервети Фюнун», проявил себя как талантливый лирический поэт. Однако он отличался от всех других серветифюнуновцев тем, что в это время меньше всего затрагивал социально-политические темы. Для него были характерны сентиментальные стихи о женщине, женственности, о любви, о сердце. В дальнейшем у С. обнаруживается перелом в сторону общественно-политической тематики. Тирания эпохи Абдул-Гамида наложила сильный отпечаток пессимизма на творчество С. Насквозь романтична и сентиментальна его книга С. «Бухран» (Кризис). С. выражал настроения рождающейся буржуазии, к-рая не могла развиваться, находясь в тисках феодальной монархии.

Революцию 1908 С. встретил в радостью. После революции во главе с С. была создана литературная группа «Феджри Ати» (см. Турецкая литература). Но С., и тогда не порвав с «Сервети Фюнун», выступал в качестве сторонника и заступника его главаря Т.Фиктера, когда последний подвергался нападкам со стороны реакционных элементов. После роспуска «Феджри Ати» Сахкр, присоединившись к главарям пантуркизма, вошел в «Тюрк Юрду» (см. Турецкая литература). Здесь в творчестве С. происходит большой перелом. Вчерашний османский литературный язык с обилием арабских и персидских слов заменяется у него простым турецким языком, арабская метрика стиха — турецкой национальной метрикой. Изменились и тематика и дух его творчества: бедствия Турции периода мировой войны, обострившие национализм турок, сильно влияли и на С. Написав напр. свое «Увы», он упрекал тех, кто относился равнодушно к несчастиям родины и нации. В первые годы пролетарской революции творчество С. первого периода имело большое влияние на поэзию азербайджанской лит-ой молодежи.

Библиография: Бейаз гольгелер (Белые тени); Бухран (Кризис (разумеется душевный)); Сиях Китаб (Черная (траурная) книга) и др.

II. Раиф Недждет, Литературная жизнь, Стамбул, 1922; ХабибИ., История новой турецкой литературы, Стамбул, 1925, ХикметИ., История турецкой литературы, Баку, 1925.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. САХИР — Не спящий, бдящий. Словарь татарских мужских имён