Сатана или дьявол

САТАНА (греч. Satanas), или ДЬЯВОЛ (греч. Diabolos) — в христианской мифологии воплощение злого начала, владыка ада, некогда добрый ангел (Люцифер), поднявший восстание на бога, но низверженный им в преисподнюю. Согласно Апокалипсису (см.) перед «концом мира» С. будет властвовать над землей, вступит в открытый бой с богом, но будет побежден и окончательно повержен. Образ С. — князя адских сил, источника зла — обычен в средневековой литературе. В эпоху Возрождения, с развитием буржуазного вольномыслия, С. нередко рисуется в комическом виде. Во французских фаблио, в шванках и фастнахтшпилях (см.) Г.Сакса это чаще всего «глупый бес» (der dumme Teufel), к-рого без труда дурачат лукавые ландскнехты и пр. В XVIIв. величайший поэт пуританской революции Мильтон (см.) делает образ мятежного Люцифера воплощением революционной патетики в своей поэме «Потерянный рай». В XVIIIв. «бурные гении» в Германии (Гёте, Клингер, Мюллер) трактуют тему дьявола (Мефистофель) в связи с социально-философской проблематикой просветительского движения (см. «Фауст»). В новейшее время, в период декаданса буржуазной культуры, в связи с развитием мистических исканий тема «князя тьмы» в буржуазной литературе вновь приобретает значение, лишаясь однако тех просветительских тенденций, к-рые характеризовали ее в предшествующий период.

Библиография: DreyerM., Der Teuffel in der Dichtung des Mittelalters, Diss., Rostock, 1884; OsbornM., Die Teufelsliteratur des 16. Jahrhunderts, Berlin, 1893; MatuszewskiJ., Djawol w poesij, Warszawa, 1894 (русск. перев. В.М.Лаврова, М., 1901); LandauM., Holle u. Fegfeuer in Volksglaube, Dichtung u. Kirchenlehre, Halb., 1909; HaslinghuisE.J., De Diuvel in het Drama der middeleuwen, Diss., Leiden, 1913; RudwinM.J., Devil in legend and literature, Chicago, 1931.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me