Райс

РАЙС Эльмер (Elmer L. Rice, настоящая фамилия Ф. Райценштейн, 1892—) — современный американский драматург. Закончил с отличием высшую юридическую школу в Нью Йорке. Творческий путь Р., не лишенный своеобразия, показателен для развития мелкобуржуазного реализма США. Судьбы представителей так наз. средних слоев, в частности «белых воротничков» — армии служащих, — основное, что интересует драматурга, поднявшего, как и целый ряд других американских писателей (Шервуд Андерсон, Синклер Льюис и др.), знамя критики монополистического капитала.

Первая вещь Р., поставленная на сцене, — пьеса «On trial» (На суде, 1914, изд. 1919) — является гуманистической критикой буржуазного правосудия, понимаемого автором весьма абстрактно. В пьесе нет и намека на то, что в основе буржуазного права и этики лежит классовое начало, классовый антагонизм.

В послевоенные годы частичной стабилизации капитализма, отмеченные подъемом волны капиталистической рационализации, Р. пишет о машине («Adding machine», 1923, «Subway», 1929), парализующей волю и чувства, не обнаруживая корней капиталистической рационализации; бунт его героев индивидуалистичен, анархичен и обречен на неудачу. Надежды на «просперити» («Street scene», 1929) сочетаются с неприятием американской действительности. Бунтари обращаются в бегство: в богемские кварталы Парижа — «Left bank» (Левый берег, 1931), в экзотические дали Италии — «See Naples and Die» (1929, изд. 1930). После горького разочарования герои пьес Р. обычно возвращаются к отечественным берегам.

В 1932 Р. посетил СССР. Недавно в своем интервью с английским корреспондентом газ. «Эра» он заявил, что советский театр занимает первое место в мире. Он видит также, что «Россия меньше всего стремится к войне», и поэтому стоит за то, чтобы «советской программе оказать всяческую поддержку».

По возвращении из СССР Райс написал пьесу о кризисе «We the people» (Мы народ, 1933). Автор мечется между правдой и ложью, стремясь свое реалистическое изображение падения мелкого накопителя примирить с оправданием капиталистической действительности и апелляцией к закону.

В своей последней пьесе — «Judgement day» (День суда, 1934) — на тему о фашизме в одной из европейских стран автор еще не изжил своих демократических и либеральных иллюзий. Они помешали ему вскрыть классовый смысл фашизма как диктатуры наиболее реакционных слоев буржуазии.

Библиография: Державин, Америка и советский театр, «Красная газета» от 25/XI 1923; Балашов П., Американская драматургия, в журн. «Иностранная книга», 1934, № 4; Dickinson Th. H., Playwrights of the New American Theatre, N. Y., 1925; Isaacs E. I. R., Critics pleasure, Broadway in review, «Theatre Arts Monthly», 1934, November; Freeman J., Elmer Rice, «New Theatre», 1934, September.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Райс — (Rais) Карел Вацлав (4.1.1859, Лазне-Белоград, — 8.7.1926, Прага), чешский писатель. Окончил учительский институт в Йичине (1877). Начал печататься в 80-х гг. Большая советская энциклопедия
  2. Райс — Карл Вацлавович (Rais) — один из выдающихся современных беллетристов Чехии. Родился в 1859 г., сын зажиточного земледельца; учился в реальной гимназии и учительском институте; занимал учительские должности в разных местах Чехии. В 1898... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона