Прототип

ПРОТОТИП — первообраз, конкретная историческая или современная автору личность, послужившая ему отправным моментом для создания образа. Процесс переработки, типизации прототипа Горький определяет так: «Я признаю за литератором право и даже считаю его обязанностью домысливать человека. Литератор должен выучиться прививать, приписывать единице наиболее характерные черты ее класса». Процесс «домысливания» и есть процесс обобщения, типизации П. в художественном образе. На переработку П. в образ нельзя смотреть лишь как на выражение отношения автора к данному П. Так, образ Веры Павловны основным своим содержанием имеет не отношение Чернышевского к Сеченовой, к-рая послужила П. этой героини романа «Что делать?», а ставит проблему женского равноправия с точки зрения революционной крестьянской демократии 60-х гг. Отсюда ясна порочность попыток ряда представителей домарксистского литературоведения свести анализ образа только к сопоставлению его с П. и трактовать образ как выражение отношения писателя к одному из своих близких друзей, врагов и т. д. Такой подход в изучении П. подменял проблему отношения искусства к действительности анализом личных симпатий и антипатий писателя. Самый процесс переработки П. в образ не мог быть при этом научно осмыслен, т. к. классовые основы отношения писателя к действительности не могли быть вскрыты.

Значение исследования П. зависит от характера самого П. Чем более ярким явлением общества и истории является П., тем больший смысл приобретает его изучение и сопоставление с образом, потому что в таком случае мы имеем отражение в искусстве чрезвычайно важного, содержательного, типичного явления общества. Маркс писал о правдивости в изображении политических вождей: «Было бы весьма желательно, чтобы люди, стоявшие во главе партии движения, — до революции ли, в тайных обществах или печати, после нее ли, в качестве официальных лиц, — были, наконец, изображены суровыми рембрандтовскими красками во всей своей жизненной яркости» (Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, том VIII, изд. ИМЭ, 1930, стр. 293).

Такой П. настолько содержателен и типичен сам по себе, что, будучи показан писателем правдиво на основе исторически-передового классового мировоззрения, явится сам важным художественным обобщением. Но изучение и такого П., для типизации к-рого художнику многое приходится привносить, «домысливать», также имеет большое значение: оно дает возможность конкретнее прощупать связи произведения с действительностью, изучить методы творческой работы писателя, наконец убедительнее отметить те или иные искажения писателем действительности и тем самым определить особенности его классового мировоззрения. Так, сравнение Сваакера, героя рассказа К. Федина «Трансвааль», с действительным кулаком, послужившим П. для образа, помогло марксистской критике ярче вскрыть ошибки Федина в показе кулачества. Изучение П. романа «Мать» М. Горького — Заломова и его матери, — наоборот, позволяет понять обобщающую роль писателя при переработке им П. в литературный тип (см.). Самое отношение к П. определяется общими творческими позициями писателя; отсюда напр. у писателей-романтиков роль П. обычно невелика, наоборот, для реалистов П. имеет большое значение. Поэтому характер П. у того или иного писателя определим лишь в конкретном историко-литературном анализе.

Своеобразен прототипизм советской и в первую очередь пролетарской литературы, для которой характерна глубокая связь с действительностью. Советские писатели и поэты пишут часто о конкретных людях нашей страны («Чапаев», «Феликс Дзержинский», «Люди С. Т. З.», герои «Разбега» Ставского и др.). В этом отношении наша литература коренным образом отличается от революционно-буржуазной, которая свои героические образы вынуждена была одевать в героические мантии прошлого, как это показал Маркс в «18 брюмера». Соц. строительство, предоставляя широчайший простор творческому развитию личности, рождает героев, к-рые являются живыми типами нашей эпохи. Естественно отсюда стремление изобразить этих людей во всей их жизненности. Весьма поучителен в этом отношении пример Ставского, к-рому удалось провести конференцию героев, выведенных им в «Разбеге». Понятно, что и здесь имеет место процесс осмысливания, обобщения, типизации, примером чего может служить образ Кожуха в «Железном потоке» Серафимовича, где автор типизирует черты героя гражданской войны, командира Таманской армии Ковтюха.

Библиография: Указываем работы, посвященные установлению конкретных П.: Пиксанов Н., Творческая история «Горя от ума», Гиз, М.—Л., 1928; Кубиков И., Комментарий к повести А. Серафимовича «Железный поток», изд. «Мир», М., 1933; Его же, Комментарий к роману М. Горького «Мать», изд. «Мир», М., 1932; Бродский Н. Л. и Сидоров Н. П., Комментарий к роману Н. Г. Чернышевского «Что делать», изд. «Мир», М., 1933; Медведев П., В лаборатории писателя, Изд-во писателей в Ленинграде, Л., 1933, стр. 154 и сл. Др. указания см.: Пиксанов Н. К., Два века русской литературы, изд. 2, Гиз, М., (1924), стр. 256: разработка темы «Бытовые прототипы литературных героев»; Творческая история, Сб. под ред. Н. К. Пиксанова, «Никитинские субботники», М., 1927. Большой материал по установлению конкретных П. различных героев отдельных произведений рассеян по монографиям, анализирующим творчество отдельных писателей, их мемуарам, воспоминаниям о писателях (напр. воспоминания Кузьминской-Берс о Л. Толстом) и т. п.; Pappritz R., Don Carlos in der Geschichte und in der Poesie, Naumburg, 1913; Wallenstein P. R., Die dichterische Gestaltung der historischen Personlichkeit, gezeigt an der Wallensteinfigur, Wurzburg, 1934.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Прототип — (от греч. protótypon — прообраз) реальное лицо, представление о котором послужило писателю первоосновой при создании литературного типа, образа человека — героя произведения. Большая советская энциклопедия
  2. прототип — -а, м. Первоначальный образец; прообраз. Новгород был прототипом русской цивилизации и вообще форм общественной и семейной жизни древней Руси. Белинский, <�Статьи о народной поэзии>. Малый академический словарь
  3. ПРОТОТИП — ПРОТОТИП (от греч. prototypon — прообраз) — англ. prototype; нем. Prototyp. 1. Прообраз, образец, оригинал. 2. Объект, на к-рый переносится информация, полученная в результате изучения модели. Социологический словарь
  4. прототип — Прото/ти́п/. Морфемно-орфографический словарь
  5. прототип — орф. прототип, -а Орфографический словарь Лопатина
  6. прототип — 1) Единица, проявляющая в наибольшей степени свойства, общие с другими единицами данной группы; 2) единица, реализующая эти свойства в наиболее чистом виде и наиболее полно, без примеси иных свойств. [Givon, 1986; 195]. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  7. прототип — ПРОТОТИП а, м. prototype <�гр. protos первый + typos отпечаток. 1. Кто или что-л., являющееся предшественником или образцом последующего. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  8. прототип — ПРОТОТИП — предположительно анцестральная форма, из которой могли произойти остальные виды данной группы. Ботаника. Словарь терминов
  9. прототип — ПРОТОТИП (от греч. prototypon — прообраз) — в когнитивистике — лучший представитель («лучший пример») когнитивной или языковой категории. Теория прототипов разрабатывалась параллельно в когнитивной психологии (Л.С. Выготский, Э. Рош), этнолингвистике (Ф. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  10. прототип — см. >> образец, пример Словарь синонимов Абрамова
  11. прототип — Первообраз Ср. Прототипы гоголевского Кошкарова и так называемые тогда инвенторы в описываемое время уже встречались. М.И. Пыляев. Старое житье. Моды и модники. 5. Ср. Гоголь. Мертвые души. 2, 3. О Кошкарове. См. тип. Фразеологический словарь Михельсона
  12. ПРОТОТИП — См. ТЕОРИЯ ПРОТОТИПА. Большой психологический словарь
  13. прототип — ПРОТОТИП, а, м. Реальное лицо как источник для создания художественного образа, героя. П. Анны Карениной. Толковый словарь Ожегова
  14. прототип — ПРОТОТ’ИП, прототипа, ·муж. (лит.). Первообраз, оригинал, первоначальный образец; действительное лицо, послужившее автору для создания литературного типа, а также литературный тип, образ, послуживший образцом для другого автора. см. прото.... Толковый словарь Ушакова
  15. прототип — ПРОТОТИП -а; м. 1. Книжн. Первоначальный образец, прообраз кого-, чего-л. в будущем. Установить п. породы рысаков. Послужить прототипом современных форм правления. 2. Лит. Лицо, послужившее автору оригиналом для создания литературного образа. Толковый словарь Кузнецова
  16. прототип — ПРОТОТИП м. греч. первообраз, начальный, основной образец, истинник. Прототипный, -типический, первообразный, первообразцовый. Толковый словарь Даля
  17. прототип — [гр.] – первообраз; реальный источник литературного типа Большой словарь иностранных слов
  18. ПРОТОТИП — ПРОТОТИП (греч. prototypon — прообраз) — реальная личность, послужившая автору первообразом при создании художественного образа. Большой энциклопедический словарь
  19. прототип — прототи́п Через нем. Рrоtоtур (XVII в.; см. Шульц–Баслер 2, 709) или франц. рrоtоtуре от греч. πρωτότυπος, собственно, "первый отпечаток". Этимологический словарь Макса Фасмера
  20. прототип — прототип м. 1. Лицо, послужившее писателю источником создания литературного персонажа. 2. Первоначальный вид, форма какого-либо органа или организма, из которого развились исторически последующие органы или организмы. 3. Кто или что-либо, являющиеся предшественником, образцом последующего. Толковый словарь Ефремовой