Пасколи

ПАСКОЛИ Джованни (Giovanni Pascoli, 1855—1912) — итальянский поэт. Р. в Мауро в мелкобуржуазной семье. Рано осиротев, П. уже в 18 лет принужден был взять на себя заботы о семье, отдаться тяжелому труду. Он примкнул к социалистам, с горячностью отдался партийной работе, сотрудничал в журн. «Il martello» (Молот). За участие в демонстрации и пропагандистской работе П. в 1879 попал в тюрьму. По отбытии тюремного заключения он закончил образование и стал преподавателем в разных городах Италии.

Любимый ученик Кардуччи по Болонскому университету, П. сразу привлек к себе внимание своими первыми сборниками стихов «Myricae» (1891—1892). П. постоянно работал над стихом, стремясь усовершенствовать форму. Содержание произведений П. говорит о лиризме поэта и близости его к идеям «христианского социализма». Произведения Пасколи прекрасно отражают в изящных образах итальянскую провинцию; города П. не любил, предпочитая ему простор полей, незатейливую деревенскую жизнь. За названным сборником стихов последовали: «Poemetti» (1897, 2-а ed., 1900), «Canti di Castelvecchio» (1902, 2-а ed., 1903), «Nuovi Poemetti» (1909), «Poemi italici» (1911). Тематика этих сборников довольно разнообразна — наряду с лирическими стихотворениями в них вошли стихотворения, трактующие разные социально-политические темы: убийство австрийской императрицы, смерть Л. Толстого (поэма «Tolstoi»), смерть Гладстона и Бисмарка, расстрел демонстрации 9 января и др. В произведениях П. все сводится к «гуманному миротворству, розовенькому полусоциализму, несколько слезливому патриотизму и целому морю сострадания» (Луначарский). Отличное знание классической литературы позволило П. в «Poemi conviviali» (Застольные поэмы, 1907, 2-а ed., 1910) осовременить античные мифы, перенеся героев древности в наши дни. П. одинаково свободно владел итальянским и латинским стихом; латинские произведения П. премированы Амстердамской академией (собраны в книге «Ioannis Pascoli Carmina», 1914). Пасколи — автор ряда критических статей и переводов с древних языков, французского, английского и немецкого.

Крупнейший поэт своей эпохи, П. мало известен современной фашистской Италии, для к-рой его прекраснодушный гуманизм не представляется актуальным.

Библиография: I. Сочин. Пасколи изданы в Болонье у Zanichelli, в 6 тт.; сюда не входят: Le canzoni di Re Enzio, 3 vv., Bologna, 1912; Poemi italici, выходившие между 1903 и 1909, собранные в один том в 1911 и в 1921, латинские стихи (Inno a Roma, Inno a Torino), прозаич. статьи, собранные в кн. «Pensieri e discorsi». Bologna, 1907, 2-a ed., 1914, комментарии к Данте (Minerva oscura, Livorno, 1898) и ряд речей (Garibaldi, Commemorazione di G. Carducci и др.), выходивших отд. изд.

II. Луначарский А. В., Этюды критические. Западно-европейская литература, М., 1925; Cecchi E., La poesia di G. Pascoli, Napoli, 1912; Filippi L., La vita e le opere di G. Pascoli, Livorno, 1915, 2-a ed., 1926; Galletti A., La poesia e l’arte di G. Pascoli, Roma, 1918, 2-a ed., 1926; Croce В., Giovanni Pascoli, Bari, 1920; Pietrobono L., Poesie di G. Pascoli, Bologna, 1921; Valentin A., G. Pascoli, Poete lyrique, P., 1925; Studi pascolani, a cure della Societa italiana, G. Pascoli, Fasc. 1—3, Bologna,1927—1933.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Пасколи — (Pascoli) Джованни (31.12. 1855, Сан-Мауро-ди-Романья,—6.4.1912, Болонья), итальянский поэт. В юности увлекался идеями социализма, но вскоре отошёл от политической деятельности. С 1906 занял в Болонском университете кафедру итальянской литературы. Большая советская энциклопедия
  2. ПАСКОЛИ — ПАСКОЛИ (Pascoli) Джованни (1855-1912) — итальянский поэт. Для сборников "Песни Кастельвеккьо" (1903) — "Оды и гимны" (1906) и др. характерны поэтизация обыденности, импрессионистические ритмы, элегическое мироощущение. Большой энциклопедический словарь