Остолопов

ОСТОЛОПОВ Николай Федорович (1782—1833) — теоретик русского классицизма. Происходил из обедневшей среднедворянской семьи. Издавал журнал «Любитель словесности» (1806). По поручению Петербургского Вольного общества любителей словесности, наук и художеств приступил в 1806 к составлению «словаря пиитического», который и был им окончен лишь через 14 лет («Словарь древней и новой поэзии», 3 части, СПБ, 1821). Длительность подготовки «Словаря» была вызвана не только сравнительной трудностью подобного предприятия, почти не имевшего до того времени прецедентов в России и на Западе, но и чрезвычайной обремененностью Остолопова чиновничьей службой. «Словарь» О., созданный, «чтобы учащих и учащихся поэзии избавить от чтения множества писанных по сему предмету книг», представляет род литературной энциклопедии, где азбучно расположенные термины «школьной пиитики» содержат практическую рецептуру нормативной эстетики классицизма. Завершающий консервативно-дворянскую традицию предыдущего века «Словарь» Остолопова одновременно содержит некоторое — очень слабое впрочем — влияние буржуазного «историзма», заботу о том, чтобы изучающие писателя «могли соображать его творение с нравами того века». Для позиций «Словаря» крайне характерно предлагаемое им определение «поэзии», строго выдержанное в духе классической поэтики: «Поэзия есть вымысел, основанный на подражании природе изящной и выраженный словами, расположенными по известному размеру, — так как проза или красноречие есть изображение самой природы речью свободною.

Оратор говорит только истину с убедительною силою и простотою, а поэт изображает правдоподобное с такой поразительною приятностию, которая пленяет и с тем вместе потрясает душу...» «Но что же есть изящная природа? что значит подражать изящной природе?

Изящная природа не есть истинное существующее, но истинное могущее существовать, истинное избранное, изящное, и представленное так, как бы оно в самом деле существовало — со всеми совершенствами, какие только принять оно может. Подражание изящной природе есть представление предмета в таком совершенном виде, в каком только можем его вообразить, несмотря на то, существует ли он действительно, или только может существовать».

Кроме «Словаря» из литературоведческих трудов Остолопова заслуживает внимания «Ключ к сочинением Державина» (СПБ, 1822), один из первых русских литературных комментариев.

Остолопов проявил себя и как поэт, оставив после себя ряд псевдонародных романсов («Бедная Дуня») и песен («Не бушуйте, ветры буйные», «Солнце красное, оставь ты небеса»).

Библиография: I. Евгения, или нынешнее воспитание, Повесть, СПБ, 1803; Прежние досуги, М., 1816. Переводы: Опыт Вольтера на поэзию эпическую, СПБ, 1802; Тассовы мечтания, изд. 2-е, СПБ, 1819 (1-е изд., 1808 — «Тассовы ночи»).

II. Сухомлинов М. И., Исследования и статьи, т. I, СПБ, 1889, стр. 199; Трубицин Н., О народной поэзии в литературном и бытовом обиходе первой трети XIX в., СПБ, 1912, стр. 144—146.

III. Геннади Г., Справочный словарь, т. III, М., 1908; Кубасов Ив., Статья в «Русском биографическом словаре», т. «Обезьянников — Очкин», СПБ, 1905; Словарь членов Общества любителей российской словесности, (М., 1911).

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Остолопов — Николай Федорович [1783, Сольвычегодск, — 6(18).3.1833, Астрахань], русский поэт, теоретик стиха. Писал прозу, лирические и патриотические стихи, басни, «народные» романсы. Большая советская энциклопедия
  2. ОСТОЛОПОВ — Фамилия старая. В «Ономастиконе» Веселовского. Остолоп, Остолоповы: Матвей Дмитриевич Остолопов, 1586 г., Москва В словаре Даля остолоп не только глупец, но и неуклюжий рослый человек. Словарь русских фамилий
  3. Остолопов — (Николай Федорович) — писатель (1782—1833); служил губернским прокурором, потом вице-губернатором в Вологде и, наконец, в министерстве народного просвещения. Писал исторические сочинения, стихотворения и повести, но более известен как издатель. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона