Моро

МОРО Эжезипп (Hegesippe Moreau, 1810—1838) — псевдоним одного из ранних французских рабочих-поэтов Пьера Жака Руйльо (Pierre Jacques Rouillot). Рано лишившись родителей, Моро поступил учеником в провинциальную типографию. Перебравшись в Париж и сделавшись наборщиком, принял участие в Июльской революции и воспел ее в ряде стихотворений («Видение» — «L’apparition», «Гостеприимные модистки» — «Les modistes hospitalieres»). После этой революции М. становится идеологом пролетаризирующихся слоев беднейшей мелкой буржуазии, выражавших свой протест против установления Июльской монархии, и участвует в восстании 1832; оплакав его неудачу в песне «5 и 6 июня 1832» (Le 5 et 6 juin 1832), М. обращается от жанра песни к социально-политической сатире. В 1833 в г. Провене он приступает к изданию воскресного стихотворного журнала республиканской политической сатиры «Диоген» (Diogene). В «Диогене» М. нападает на Июльскую монархию, на легитимистов и бонапартистов, на духовенство, восхваляет труд и тружеников. Склоняясь к «уравнительному социализму» Руссо (см.), он ожесточенно нападает с моральных позиций на буржуазную действительность и призывает богачей помочь беднякам, пугая их картиной грядущей революционной анархии («Зима» — «L’hiver»). Издание «Диогена», враждебно встреченное реакционными кругами Прованса, быстро прекратилось, а М. оказался под влиянием нараставшей буржуазной реакции сброшенным в нищую богему, подобно многим другим политическим поэтам 30-х гг. Влача голодное и бездомное существование, больной и надломленный всеми своими бедствиями, М. сделал в конце конпов попытку отказаться от революционной лирики для горьких романтических жалоб на участь поэта («Воспоминание в госпитале» — «Un souvenir a l’hopital»; «К моим песням» — «a mes chansons») и меланхолических элегий в духе классицизма («К Медору» — «a Medor», «Вульзи» — «La Voulsie»). Однако бунтарь в М. не смирился. Стих. «Крестины» (Le bapteme), «Г-н Пайар» (M-r Paillard) были рецидивами его мятежной лирики.

Творчество М. — ценный документ французской революционной лирики 30-х гг.; в ней, мелкобуржуазной в основном, М. порою становился подлинным глашатаем масс и выразителем революционных стремлений поднимавшегося пролетариата. К поэзии М. чрезвычайно применимы слова Ленина о Герцене, что она «была порождением и отражением той всемирно-исторической эпохи, когда революционность буржуазной демократии уже умирала (в Европе), а революционность социалистического пролетариата еще не созрела» (разрядка Ленина). Этой причиной и обусловливаются идеологические шатания М., его неудовлетворенность и пессимизм, его ранний конец. Значение Моро в том, что он явился промежуточным звеном между Беранже и Дюпоном (см.) и способствовал усвоению последующей рабочей литературой 40-х годов социально-политических традиций песни Беранже, передавая эти традиции с бурным пафосом поэта Июльской революции, обогащенного опытом ее первоначальной победы и ее неудачного исхода. Он оплодотворил поэзию раннего Дюпона. Последующие ранние рабочие поэты (Савиньен Лапуэнт, Дюпон, Клеман) из всех рабочих поэтов 30-х гг. благоговейно запомнили одного М. В эпоху Коммуны 1871 зажигательная «Зима» М. не раз исполнялась на «правительственных» концертах в Тюильрийском дворце.

Библиография: I. Белая мышка, Сказка для детей, М., 1903; Le Diogene, 9 livraisons, Provins et P., 1833; Le Myosotis, P., 1838; Ouvres completes de Moreau, v. I. Correspondance et contes, v. II. Le Myosotis et poesies inedites, ed. Vallery-Radot, P., 1890.

II. Данилин Ю., Литературная богема в эпоху французского романтизма, «Новый мир», 1930, кн. II; Его же, Поэты Июльской революции (печатается в ГИХЛ); Sainte-Marie Marcotte, Biographie de Moreau en avant d’une ed. de Myosotis, P., 1840; Savinien Lapointe, Les echos de la rue, P., 1850; Lebailly Arn., H. Moreau, documents inedits, P., 1863; Lhuillier Th., H. Moreau et son Diogene, P., 1881; Lardanchet Henri, Les enfants perdus du romantisme, P., 1905; Baudelaire D., L’art romantique, P., 1925.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Моро — Залив на Ю. о. Минданао; Филиппины. Название от этнонима моро (от исп. 'мавр'), европ. названия группы мусульманских племен, живущей на о. Минданао. Топонимический словарь
  2. МОРО — (от исп. moro — мавр) — группа народов сулу, самаль, магинданао, ланао (маронао), яканы и др. архипелага Сулу и о-вов Минданао, Палаван, Басилан (Филиппины). Общая числ. — св. 1120 т. ч. (1961). Языки М. относятся к сев. Советская историческая энциклопедия
  3. Моро — I Мо́ро (Moro) Альдо (р. 23.9.1916, Малье), итальянский государственный и политический деятель. Юрист. Профессор уголовного права, автор работ по различным аспектам юридической науки. Политическую деятельность начал в католических молодёжных организациях. Большая советская энциклопедия
  4. моро — орф. моро, нескл., мн., ед. м. и ж. (группа народов) Орфографический словарь Лопатина
  5. МОРО — МОРО (англ. Могеаи) — герой романа Г.Уэллса «Остров доктора Моро» (1896). Молодой биолог Эдуард Преждик после кораблекрушения подобран шхуной, идущей на неизвестный доселе необитаемый остров. Энциклопедия литературных героев
  6. Моро — I (Moreau) — три современных франц. художника: 1) Адриен М., живописец-жанрист, родом из Труа, ученик Пильса в Париже. В числе его картин, сочиненных почти всегда с большим умом и вкусом, полных жизни и юмора, блестящим по краскам, главные... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  7. МОРО — МОРО (Moreau) Жан Виктор (1763-1813) — французский дивизионный генерал (1794). Участник революционных войн, командующий армией, одержал ряд побед над австрийцами. Противник Наполеона I, Моро в 1804 арестован, затем эмигрировал. Большой энциклопедический словарь