Мир искусства

«МИР ИСКУССТВА» — художественный иллюстрированный журнал, выходивший в Петербурге с 1899 по 1904. В 1899 издателями журнала были кн. М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов, редактором — С. П. Дягилев. Последний, начиная с 1900, становится единственным издателем-редактором, и лишь с начала 1904 к нему присоединяется в качестве редактора Александр Бенуа. Первые два года журнал был двухнедельным; с 1901 превратился в ежемесячник. За шесть лет вышло 96 номеров (тт. I—XII). В журнале были: 1. художественный и художественно-промышленный отделы; 2. литературный и 3. хроника. Кроме Дягилева и Бенуа в руководящее ядро журнала входили художники — В. А. Серов, Л. С. Бакст и др., писатели — Н. Минский, Д. С. Мережковский, Д. Философов, З. Гиппиус и др. В литературном отделе журнала выступали кроме названных выше символисты: Бальмонт, Валерий Брюсов, Федор Сологуб, Мережковский, В. В. Розанов, а также Андрей Белый (см. соответствующие статьи, а также «Символизм»). Как художественный журнал «М. и.» был воинствующим реакционным органом буржуазной интеллигенции, боровшимся совместно с дворянством против революционных настроений и пытавшимся в искусстве утвердить принцип самодовлеющего эстетизма с характерными нотами дворянско-усадебной эстетики. Для творчества художников и идеологов, объединенных вокруг журнала, характерны пассеизм, архаика, дворянский гедонизм, проповедь безыдейного искусства, чистого эстетического наслаждения, выхолащивание из искусства общественного содержания. Резко выступая против гражданских мотивов передвижников, «М. и.» культивировал в искусстве аполитичность, оставляя за ним только декоративную, украшательскую роль, чем на деле выполнял заказ русской буржуазии — «облагородить», приукрасить ее хищнические формы эксплоатации и сблизить капитализм в искусстве — в единой упадочнической, загнивающей эстетике — с русской аристократией.

Вождями этого движения были Мамонтов и Дягилев. В программной статье Дягилев открыл поход против материалистической эстетики Прудона и Чернышевского, взгляды к-рых развивали передвижники. Дягилев назвал их «варварами», «неумытыми руками прикасающимися к искусству». Детище «барчуков» (выражение Бенуа, см. ниже библиографию), журнал стал кафедрой богоискателей, мистиков. Он явился началом целой серии журналов, в к-рых нашли себе место идеологи «жаждущей» спокойного наслаждения «красотой» контрреволюционной буржуазии. Вслед за «М. и.» появились «Весы», а затем «Аполлон», «Золотое руно» и др.

Библиография: Бенуа Александр, Возникновение «Мира искусства», М., 1928; Чулков Георгий, Годы странствий, М., 1930, стр. 185—187; Мезьер А. В., Словарный указатель по книговедению, ч. 1. М. — Л., 1931, стр. 750.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Мир искусства — I Мир иску́сства («Мир иску́сства»,) русское художественное объединение. Оформилось в конце 1890-х гг. (официально — в 1900) в Петербурге на основе кружка молодых художников и любителей искусства во главе с А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Большая советская энциклопедия
  2. Мир искусства — Литературно- художественный иллюстрированный журнал, орган объединения "Мир искусства" и (до 1903) писателей-символистов. Выходил в 1898/99-1904 в Петербурге. Издатели — М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов (в 1899), затем С. П. Дягилев (главный редактор). Художественная энциклопедия
  3. Мир искусства — Ежемесячный иллюстрированный художественный журнал; выходил в Петербурге с 1899 по 1904 г. Издат. кн. М. К. Тенишева и С. И. Мамонтова, ред. С. П. Дягилев; с 1902 г. изд. С. П. Дягилев, он же и редактор вместе с Ал. Бенуа. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  4. МИР ИСКУССТВА — "МИР ИСКУССТВА" — российское художественное объединение (1898-1924) — создано в Санкт-Петербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Выдвигая лозунги "чистого" искусства и "преображения" жизни искусством... Большой энциклопедический словарь