Лукиан

ЛУКИАН (около 125 — около 192) — выдающийся греческий писатель-сатирик. Вышел из среды мелких ремесленников города Самосаты в Сирии, обучался риторике и др. наукам; был скитающимся софистам; с 165 Л. поселяется в Афинах. От Л. до нас дошли 82 произведения (сатирические диалоги, рассказы, памфлеты, пародии), из которых однако 30 признаются неподлинными. Первые его сочинения носят чисто софистический характер («Тираноубийца», «Похвала мухе», «Похвала отечеству», «Сон» и другие). Но скоро он разочаровывается в риторике и грамматике и заостряет против них свою сатиру («Лексифан», «Лжец», «Учитель риторики» и др.). Оставив риторику, Л. обращается к философии, но и здесь не может примкнуть ни к одной системе. Увлечение Платоном («Нигрин») сменяется у него увлечением циниками («Гермотим»), затем увлечением эпикуреизмом («О смерти Перегрина»); наконец целый ряд произведений направлен против разных философских школ. Чрезвычайно острые стрелы своей сатиры Л. направляет против религии и мифологии («Разговоры богов», «Разговоры мертвых», «Зевс в трагическом положении», «Зевс уличаемый», «Прометей», «Собрание богов», «Тимон», «Икароменипп» и др.). Л. обычно выводит богов в их интимной жизни и этим раскрывает всю их мифологическую «скандальную хронику», зло высмеивает молитвы, обращенные к богам, жертвоприношения (см. особ. «Икароменипп»). Вооружаясь против фантастики (от которой впрочем и он сам, кажется, не мог вполне отрешиться, ср. «Лукий или Осел» — рассказ, который по сюжету напоминает «Метаморфозы» Апулея (см.)), Л. в сгущенной карикатуре в «Истинных историях» пародирует напр. греческий утопический географический и исторический роман, описывающий диковинные страны; живо и остроумно рассказывает он о путешествии на луну и войне селенитов с жителями солнца и пр.

Творчество Л. отражает идеологию и настроение тех имущих слоев греческого общества II в. христ. эры, которые в связи с некоторой социальной стабилизацией, последовавшей за войнами I в., деятельно искали новых путей творчества и новых философских оснований морали. Но не имея перед собой объективных перспектив в условиях социальных противоречий в греко-римском мире, они вынуждены были ограничиться лишь резкой критикой, отрицанием, насмешкой; отсюда их философский эклектизм и скептическое метание от одной философской системы к другой. Отсюда склонность Л. к таким жанрам, как сатира, пародия, памфлет, к-рые он мастерски оформляет большей частью в диалоге. Заимствовав форму диалога из своих философских источников, Л. искусно пользуется им и для едкой сатиры, и для тонкого юмора, и для заостренной диалектики.

Язык Л. отличается гибкостью, тонкостью и богатством, полной приспособленностью к выражению и колкой иронии и злой насмешки. Это (с незначительными отступлениями) — чисто аттический язык образцовой греческой прозы V в. до христ. эры.

В эпоху становления капитализма в XVI в. «гуманисты» в связи с их протестом против феодальной богословской схоластики начали переводить Л. и подражать ему: Эразм (см. его «Похвалу глупости»), Рабле и др. В XVII в. Фенелон (см.) подражает «Разговорам мертвых», в XVIII в. в Англии Л. вдохновляется знаменитый сатирик Свифт (см.).

Библиография: I. «Разговоры богов» и «Разговоры мертвых», перевод Е. Шниткинда, Киев, 1886; Сочинения, перев. В. А. Алексеева, вып. I—III, СПБ, 1889—1891; Избранные сочинения, перев. Чечулина, СПБ, 1909; Неполный перев., под ред. Ф. Зелинского и Б. Богаевского: Лукиан, Сочинения, т. I, М., 1915; Изд. Sommerbrodt, Berlin (Wiedmann). Полный перев. на франц. яз.: Eugene Talbot, I—II, P.-Hachette, 1882.

II. Марта` Констан, Философы и поэты-моралисты во времена Римской империи, перев. М. Корсак, Москва, 1880; Спасский, Эллинизм и христианство, Сергиев Посад, 1914; Богаевский Б., Лукиан, его жизнь и произведения, при т. I «Сочин.» Лукиана, М., 1915; Круазе А. и М., История греческой литературы, перев. под ред. С. А. Жебелева, изд. В. С. Елисеевой, П., 1916; Croiset, Essai sur la vie et les Ouvres de Lucien, P., 1882.

III. Прозоров П., Систематический указатель книг и статей по греческой филологии, СПБ, 1898.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ЛУКИАН — ЛУКИАН (Λουκιανός) из Самосаты (ок. 120–180) – античный ритор и сатирический писатель, представитель т.н. «второй софистики», близкий к воззрениям киников [КИНИКИ]. Новая философская энциклопедия
  2. Лукиан — (Lukianos) (около 120, город Самосата, Сирия, — после 180, Египет), греческий писатель. Родился в семье мелкого ремесленника. Около 165—180 в Афинах создал свои лучшие произведения. Основной жанр... Большая советская энциклопедия
  3. Лукиан — Лукиан Орфографический словарь. Одно Н или два?
  4. Лукиан — • Lucianus, Λουκιανός из Самосат, города сирийской области Коммагены, родился в 120 г. от Р. X. Родители его по бедности своей отдали его в учение к каменотесу; но он вскоре оставил это низкое занятие и посвятил себя риторике. Словарь классических древностей
  5. Лукиан — орф. Лукиан, муж. имя (Лукианович, Лукиановна) Орфографический словарь Лопатина
  6. ЛУКИАН — (Loykianos) (р. ок. 120 или 125 — ум. после 180) — др.-греч. сатирик. Уроженец Самосаты в Сирии. Был странствующим ритором примерно до 150, долго жил в Афинах, занимаясь лит. трудом, в старости занял высокий пост на императорской службе в Египте. Соч. Советская историческая энциклопедия
  7. Лукиан — А, муж. Стар. форма имени (см. Лукьян). Отч.: Лукианович, Лукиановна. Словарь личных имен
  8. ЛУКИАН — ЛУКИАН (ок. 120 — ок. 190) — древнегреческий писатель-сатирик. Ранние сочинения принадлежат направлению софистики второй. Основное содержание зрелого творчества — философская сатира (см. Большой энциклопедический словарь
  9. Лукиан — Лукиан протоиерей Преображенского собора, проповедник конца XVIII в. {Венгеров} Большая биографическая энциклопедия