Карикатура

КАРИКАТУРА (от итальянского caricare — нагружать) — изображение какого-либо явления в смешном, нелепом виде путем намеренного искажения воспроизводимого материала, подчеркнутого нарушения привычных соотношений. Особенно резкую К. называют иногда шаржем (от того же слова, что и К., но в его французской редакции charger). Термин К. применим ко всем искусствам, но наибольшей отчетливостью пользуется в области изобразительных искусств.

Способы, при помощи к-рых достигается карикатурное искажение, весьма многообразны и могут основываться либо просто на чрезмерном подчеркивании имеющихся уже в натуре элементов, либо на приписывании изображаемому предмету признаков, в натуре ему не присущих. Наиболее распространенные из способов первой категории:

а) гипербола, подчеркивающая имеющиеся в натуре признаки путем их чрезмерного преувеличения,

б) комическая схематизация, подчеркивающая свойства натуры путем их обособления и отбрасывания всех остальных признаков,

в) комическое остранение, заключающееся в полном игнорировании всех тех признаков, восприятие которых обусловлено целой сложной системой привычных, условных ассоциаций, — например в статье Толстого «Что такое искусство», где дано карикатурное изображение оперного спектакля, достигаемое путем полного игнорирования всех сценических условностей.

Наиболее распространенные из способов второй категории:

а) реализованная метафора, изображающая один предмет под видом другого, в чем-либо сходного с ним предмета, и наделяющая его признаками этого последнего; примером может служить крыловская басня «Щука и кот», карикатурно изображающая под видом щуки адмирала Чичагова и в соответствии с этим приписывающая ему ряд «щучьих» признаков — зубастость, наличие хвоста и пр. (реализованная метафора в подобных случаях часто сопровождается аллегорией);

б) экземплификация, заключающаяся в том, что предмету приписывается какая-либо произвольно измышленная автором черта: предмет изображается в произвольно измышленной ситуации, с целью наиболее яркого показа его характерных признаков и осмеяния всего предмета, — напр. карикатурное изображение Чернышевского в повести Достоевского «Крокодил», где произвольно взятая ситуация дает целый ряд поводов для представления Чернышевского в самом нелепом виде.

Даваемое в карикатуре подчеркнутое искажение действительности роднит карикатуру с гротеском, для к-рого подобное искажение служит главным определяющим признаком. Тем не менее карикатура и гротеск понятия пересекающиеся, но целиком не совпадающие:

1. для гротеска не обязательно всегда присущее К. осмеяние изображаемого предмета (так, сон Татьяны в «Евгении Онегине» — один из образцов гротескного творчества, но никак не может быть сочтен за карикатуру), романтический гротеск (напр. у Гюго, у Гофмана) особенно часто бывает совершенно лишен карикатурных заданий;

2. гротеск может рассматриваться только в качестве одного из многих средств карикатурного изображения, поскольку для К. вовсе необязательна фантастически преувеличенная, чудовищная нелепость гротеска, а часто достаточно бывает лишь подчеркивания, слегка превышающего норму.

Гротеск всегда создает иллюзию особого мира, нарушающего самые основные законы природы, и тем самым отображает психоидеологию общественных групп, выведенных из устойчивого состояния и потерявших веру в устойчивость самой действительности. К. же может ограничиться лишь частичной нелепостью как результатом намеренного допущения, как явной условностью, выполняющей служебную роль в осмеянии данного предмета, и применение К. вполне совместимо с самой здоровой, самой устойчивой психоидеологией самых крепких общественных групп. Так, карикатурное изображение монахов у Бокаччо отнюдь не свидетельствует об упадочных настроениях торговой буржуазии эпохи Возрождения, а напротив, должно быть истолковано как симптом того, что буржуазия эта осознала необходимость бороться с пережитками феодального мировоззрения, затруднявшими ее рост.

Если карикатура может отличаться от гротеска самым своим методом и целеустремленностью изображения, то от пародии (см.) она отличается лишь предметом изображения, так что К. может быть названа пародией на изображаемый предмет (особенно часто таким предметом может являться известная, привлекшая к себе по той или иной причине общественное внимание личность), а пародия — К. на воспроизводимый стиль. Способ же, при помощи к-рого осуществляется эффект, в обоих случаях один и тот же: нарушение привычных соотношений, изображение в нелепом виде.

Тесное родство между К. и пародией наглядно подтверждается еще и тем, что в лит-ой практике они постоянно переплетаются друг с другом, достигая так. обр. наиболее полного осмеяния своего предмета. Так, в «Письмах темных людей», созданных гуманизмом молодой буржуазии в борьбе с церковным пленом феодализма, даны одновременно и карикатура на обскурантов и пародия на их схоластический стиль. Достоевский расправился с враждебной ему барственностью Тургенева двойным ударом карикатуры и пародии, дав в одном из героев романа «Бесы», писателе Кармазинове, карикатуру на житейский облик Тургенева, а в приписываемой тому же Кармазинову повести «Мерси» — пародию на тургеневский стиль, в частности на повести Тургенева «Довольно» и «Призраки».

По своей целеустремленности К. совпадает с сатирой и нередко поэтому бывает применяема с сатирическими целями. Но, во-первых, сатира пользуется, помимо К., и другими средствами осмеяния, среди которых одно из главных мест занимает ирония; во-вторых, для К. вовсе необязательна идеологическая заостренность сатиры, и карикатурное изображение не обязательно свидетельствует о социальном негодовании автора. Можно представить себе беззаботную К., выполненную в тонах легкой насмешки: таковы бытовые К. раннего Чехова (напр. Мерчуткина в «Юбилее», действующие лица в «Свадьбе» и т. п.).

Хотя сатирическое применение и необязательно для К., однако вне сатиры К. всегда стоит перед опасностью превратиться в безответственную легкую шутку, к-рая не может претендовать на серьезное общественное значение. Поэтому к К. так тяготеют всевозможные полемические жанры и журналистика. Поэтому наибольшее развитие К. исторически совпадает с наибольшим расцветом сатирического творчества и отмечает моменты наиболее напряженной социальной ломки, наиболее обостренной идеологической борьбы. К. на Сократа в «Облаках» и ряд карикатурных ситуаций «Женщин в народном собрании» свидетельствуют о том, что Аристофан напряженно следил за обостренной идеологической и экономической борьбой своей эпохи и страстно защищал интересы аристократии. Классовые противоречия средних веков оставили нам «Роман о Лисе», дающий в галерее К. всю социальную иерархию феодализма, осмеянную с точки зрения угнетенной буржуазии. Возрождение, помимо сатирических К. Бокаччо, оставило нам целую серию так назыв. «макаронических» поэм (см.), роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», насыщенный карикатурным материалом, — следы борьбы с наследием отжившего феодального миросозерцания. В XVIII в. К. составляет одно из излюбленных орудий Вольтера (см.), имя к-рого в сознании его современников накрепко связано было с представлением о так наз. «персифляже» (persifflage), т. е. комическом снижении «высоких» предметов (примером чего может служить его «Девственница», где Жанна Д’Арк, национальная героиня монархической Франции, изображена в нарочито грубых, подчеркнуто-вульгарных чертах). Во вторую половину XIX и в начале XX вв. К. находит себе применение в творчестве Анатоля Франса, изобразившего в романе «Восстание ангелов» в тоне злой насмешки целый ряд библейских персонажей во главе с богом. Развитие К. у А. Франса свидетельствует о том, что, подобно сатире, К. может быть использована не только в борьбе с классово чуждыми явлениями, но и как орудие классового самобичевания. В советской литературе наиболее охотно пользуется К. Демьян Бедный в своих агитационных стихах, особенно в антирелигиозных; применял ее и Владимир Маяковский, зло издевавшийся в «Мистерии-Буфф» и «150 000 000» над мировой и отечественной буржуазией.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. карикатура — -ы, ж. 1. Рисунок, изображающий кого-, что-л. в намеренно искаженном, подчеркнуто смешном виде. Злая карикатура. □ Какой-то проказник нарисовал карикатуру: идет Беликов в калошах, --- под зонтом, с ним под руку Варенька; внизу подпись... Малый академический словарь
  2. карикатура — Карикату́р/а. Морфемно-орфографический словарь
  3. Карикатура — (итал. caricatura, от caricare — нагружать, преувеличивать) способ художественной типизации, использование средств Шаржа и Гротеска для критически целенаправленного... Большая советская энциклопедия
  4. карикатура — орф. карикатура, -ы Орфографический словарь Лопатина
  5. карикатура — Чего и на кого-что. 1. ч е г о (смешное, убогое подобие чего-л.). Но наше северное лето, карикатура южных зим, мелькнет и нет (Пушкин). 2. н а к о г о — ч т о (рисунок, изображающий кого-, что-л. в намеренно искаженном, подчеркнуто смешном виде). Петя... нарисовал карикатуру на Валентину (Катаев). Управление в русском языке
  6. карикатура — Французское – caricature. Существительное было заимствовано русским языком из французского в третьей четверти XVIII в. Производные от этого слова появились в русском языке позднее. Этимологический словарь Семёнова
  7. карикатура — КАРИКАТУРА ы, ж. caricature f. <, ит. caricatura. 1. устар. Уродливый или причудливо, смешно одетый человек. Каррикатура за каррикатурою приходила в трактир, и всякая каррикатура требовала пива и трубки. 1789. Карамзин ПРП 25. Словарь галлицизмов русского языка
  8. Карикатура — КАРИКАТУРА. Термин, применяющийся главным образом к определенной области изобразительных искусств, но в известном смысле может быть введен и как литературное понятие. Словарь литературных терминов
  9. карикатура — см. >> насмешка, преувеличение, рисунок Словарь синонимов Абрамова
  10. Карикатура — (итал. caricatura, от caricare — нагружать, преувеличивать), способ художественной типизации, использование средств шаржа и гротеска для критически целенаправленного... Художественная энциклопедия
  11. карикатура — Рисунок, изображающий что-либо в извращенном, смешном виде; иноск. — извращение Ср. Перспективы бредов до такой степени растяжимы, что никакая карикатура не в силах наметить (их) границу. Салтыков. Пестрые письма. 7. Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  12. карикатура — Заимств. в конце XVIII в. из итал. яз., где carricatura «карикатура» < «преувеличение, перегрузка» — суф. производное от carricare «нагружать» (исходное слово — carro «телега», см. карета). Карикатура исходно — «рисунок с преувеличением свойств изображаемого». Этимологический словарь Шанского
  13. карикатура — КАРИКАТУРА -ы; ж. [итал. caricatura] 1. Рисунок, изображающий кого-, что-л. в намеренно искажённом, подчёркнуто смешном виде. Злая к. Нарисовать карикатуру. Увидеть карикатуру на себя в стенной газете. Толковый словарь Кузнецова
  14. карикатура — Карикатуры, ж. [ит. caricatura]. 1. Рисунок, изображающий кого, что-л. в заведомо искаженном виде ради достижения комического эффекта. || Литературно-художественное произведение с теми же признаками. Салтыков-Щедрин писал карикатуры на современников. Большой словарь иностранных слов
  15. карикатура — КАРИКАТ’УРА, карикатуры, ·жен. (·итал. caricatura). 1. Рисунок, изображающий кого-что-нибудь в заведомо искаженном виде ради достижения комического эффекта. | Литературно-художественное произведение с теми же признаками. Толковый словарь Ушакова
  16. карикатура — Заимствовано из итальянского, где caricatura образовано от глагола caricare – "грузить", восходящего к латинскому canicare (с тем же значением). Карикатура, таким образом, это "загруженный, тяжелый рисунок", на котором изображаемому приданы преувеличенные (карикатурные) черты. Этимологический словарь Крылова
  17. карикатура — карикатура ж. 1. Намеренно искаженное, пародийное, подчеркнуто смешное изображение лица или события (обычно графическое). 2. перен. Жалкое, искажённое подобие кого-либо или чего-либо. Толковый словарь Ефремовой
  18. КАРИКАТУРА — КАРИКАТУРА (итал. caricatura, от caricare — нагружать, преувеличивать) — изображение, в котором комический эффект создается соединением реального и фантастического, преувеличением и заострением характерных черт... Большой энциклопедический словарь
  19. карикатура — карикату́ра Через нем. Karikatur (с 1763 г.; см. Шульц–Баслер I, 332) или непосредственно из ит. caricatura (букв. "перегрузка") от саriсаrе "нагружать" (Гамильшег, 187). Этимологический словарь Макса Фасмера
  20. карикатура — КАРИКАТУРА ж. франц. рисунок, содержащий насмешку, изображающий что-либо в извращенном, смешном виде; перелицовка; картина, изваянье, словесное сочинение подобного содержания Карикатурный, относящ. к карикатуре. Толковый словарь Даля
  21. Карикатура — Рисунок или скульптурное произведение, имеющее целью осмеять кого-нибудь или какое-нибудь деяние, общественное событие, общественный строй и т. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  22. карикатура — КАРИКАТУРА, ы, ж. 1. Рисунок, комически или сатирически изображающий кого-что-н. Злая к. К. на бюрократов. 2. перен. Смешное, жалкое подобие чего-н. Эта картинак. на искусство. | прил. карикатурный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова