Иллиризм

ИЛЛИРИЗМ — литературно-политическое движение среди сербов и хорватов в Далмации и у словинцев в период 1830—1847, направленное к национальному и культурному объединению югославянских племен.

Название свое это движение получило от «иллирийцев» — народа, населявшего в древности области, занятые теперь Югославией, которые одно время (во II и III вв.) входили также в состав Римской империи под названием «Иллирикум». Югославянские писатели первой половины XIX в. ошибочно считали (теория Коллара) иллирийцев предками сербо-хорватов и в понятие «Иллирия», «иллирийский» вкладывали символическое содержание: идею о сербско-хорватском единстве. Стимулом для развития иллиризма послужил подъем национального движения в Европе после французской революции и наполеоновских войн, как и непосредственная борьба хорватской буржуазии и ее партий, гл. обр. национальной, носившей впоследствии одно время название «иллирийской» партии, с захватническими тенденциями венгерцев, стремившихся утвердить в областях хорватов свою политическую и культурную гегемонию (в частности заменить господствовавший государственный латинский яз. — венгерским). Эти устремления Венгрии вызвали усиление националистического движения в Хорватии, к-рое между прочим ставило себе целью признание яз. «иллирийского», т. е. штокавского наречия, употреблявшегося в Дубровнике, — языком государственным.

После войны (1810) Наполеона с Австрией французы образовали автономную область под названием «Иллирия», в к-рую вошли: Горица, Далмация, Истрия, часть Хорватии (до Савы), Крайна и часть Хорутании. В этой области административным яз. был объявлен «иллирийский» яз. С поражением Наполеона входившие в состав Иллирии земли отошли к Австро-Венгрии, и в них была введена меттерниховская система управления, направленная своим острием против всяких национально-революционных движений. Однако «иллирийское» движение после некоторого затишья вновь возникло, приняв чисто лит-ый характер. Из писателей того времени наиболее деятельными были Драшкович, Людовит Гай, Станко Враз, Прерадович и другие, с именами которых связано декларирование лит-ых и частично политических принципов И. В 1832 вышла брошюра Драшковича «Disertatio iliti Razgovor darovan gospodi poklisarom» о политических и экономических нуждах Хорватии и Словении, в к-рой идеи И., «Великой Иллирии», нашли свое яркое выражение. В это же время появилась грамматика иллирийского языка И. Берлича. В 1835 стала выходить газета «Новине хорватске», с еженедельным приложением «Даница» на штокавском наречии, т. е. на том же «иллирийском» яз., по новому предложенному Гаем правописанию. Вокруг этих изданий объединились названные выше писатели. В организационном отношении их деятельность вылилась в создании таких объединений, как «Иллирийский клуб» в Граце, «Druzstvo za jezik i slovesnost», «Национальный музей», «Matica ilyrska» и др. Кроме того был основан журнал «Kolo», целиком посвященный И.

К 40-м гг., в связи с общим революционным подъемом в Европе, «иллирийское» движение все более приобретает политическую окраску. Оно вливается в общее русло национального движения других славянских народностей, населявших Австро-Венгрию, и приобретает панславистский характер, в основе к-рого лежало стремление превратить Австро-Венгрию в «славянскую державу». В связи с этим в Хорватии, стоявшей во главе этого движения, стали пользоваться большой популярностью деятели чешского национального возрождения (Добровский, Коллар, Челяковский, Шафаржик и др.). «Иллирийские» писатели почти все свое творчество посвящали этому движению, — особенно выдающиеся поэты того времени Враз (см.) и Прерадович (см.), — бывшие одновременно и крупными политическими деятелями. Но и второстепенные писатели стремились к тому, чтобы дать идейную основу этому течению и гл. обр. укрепить и «облагородить» новый лит-ый яз. Так, Иван Мажуранич (1814—1890) в ряде поэм прославлял «Иллирию», ее блестящее прошлое и ее будущее могущество. Этой же тенденцией проникнута его наиболее удачная поэма «Смерть Смайл аге Ченгича». Людовит Вукатинович (1813—1893) писал повести исторического характера и стихи. Примкнув к И., он в своих стихах прямо призывал хорватов «свергнуть жестокое иго (венгерцев), которое оскверняет их (хорватов) землю». Другие писатели, как Раковац, Бабукич, Антон Мажуранич, в своих произведениях также агитировали за объединение югославянских народностей, разрабатывали теорию «иллирийского» яз., изучали историю «Иллирии», напоминали своим читателям об их обязанностях к «славянскому отечеству» и призывали к единству во имя будущего великого славянского государства.

Но в результате роста классовой борьбы в Хорватии, а также отсутствия поддержки со стороны соседних с Хорватией славянских земель, все больше умалялось значение такого общенационального движения и началось разложение в рядах самих деятелей И. В конце 40-х годов И. и как политическое и как литературное движение теряет свое значение. Словинцы не без основания видели в нем стремление хорватов сперва укрепить свое влияние, а затем подчинить экономически и культурно более слабые славянские народности Австро-Венгрии (сербы и словинцы): поэтому большая часть напр. словинцев, во главе с поэтом Прешерном (в противовес Вразу), выступила против И. Такой же слабый отзвук нашло это движение и в Боснии. Затем борьба с хорватскими крупными землевладельцами-магнатами, объединявшимися в партии унионистов (мадьяронов) и опасавшимися, что с отделением от Венгрии власть перейдет к нарождающейся буржуазной (национальной, «иллирийской») партии, — значительно дезорганизовала это движение. Благодаря победе мадьяронов в 1843 было запрещено самое название И. После революции 1848 венгерское управление в Хорватии заменилось австрийским, и официальный венгерский язык был заменен немецким.

Результатом этого движения было создание и введение общего сербско-хорватского яз., ставшего яз. лит-ым, ознакомление и взаимная связь между славянами, населявшими Австро-Венгрию, и укрепление среди них национализма. По существу И. не носил подлинно-народного массового характера: его влияние распространялось только на небольшой слой интеллигенции и часть буржуазии.

Библиография: Кулаковский П. А., Иллиризм, Варшава, 1894; Ягич И. В., История славянской филологии, СПБ., 1910, гл. XVI; Della Bella A., Dizionario italiano, latino, illirico, 1728; Smiciklas Т., Obrana i razvitak hrvat. nar. ideje od 1790 do 1835 (Rad 80); Babukic Vekoslav, Grundzuge der illirischen Grammatik, mit einer Vorrede von R. Frohlich, 1839; Wachsmuth, Geschichte der Illirismus, Lpz., 1849; Frohlich R. A., Grammatik des illirischen Sprache, 1850; Andric N., Hrvatski Ilirizam i Srpstvo, Vijenac, 1894; Zdziechowski M., Odrodzenie Chorwacyi, w. XIX, Краков, 1902; surmin, Hrvatski preporod, vv. I—II, Загреб, 1903—1904; Murko M., Sudslawische Literatur, 1908; sisic F., Hrvatska povijest, r. 3, Загреб, 1913.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ИЛЛИРИЗМ — Обществ.-политич. и культурное движение, охватившее в 30-40-х гг. 19 в. Хорватию и Славонию и нашедшее отклик в других южнославянских областях. Было вызвано развитием капиталистич. отношений в условиях разлагающегося феодализма и формированием хорв. Советская историческая энциклопедия
  2. Иллиризм — Общественно-политическое и культурное движение в 30—40-х гг. 19 в. в Хорватии и Славонии, а также частично в других югославянских землях. Большая советская энциклопедия
  3. иллиризм — орф. иллиризм, -а Орфографический словарь Лопатина
  4. ИЛЛИРИЗМ — ИЛЛИРИЗМ — общественно-политическое и культурное движение 30-40-х гг. в 19 в. в Хорватии и Славонии, отчасти в других югославянских землях. Большой энциклопедический словарь
  5. Иллиризм — Иначе иллирство — литературно-общественное движение среди адриатического славянства в 30-х и 40-х гг. Ближайшей причиной его была необходимость защитить свою национальность от притязаний мадьяр навязать мадьярский яз. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона