Даль

ДАЛЬ Владимир Иванович (1801—1872) — беллетрист и этнограф. Р. на заводе в Луганске, в семье доктора-немца. Отсюда его лит-ый псевдоним — Казак Луганский. В 1819 окончил морской корпус. В 1826 поступил на медицинский факультет Дерптского университета. Но медицина не удовлетворяла Д. Общаясь в качестве военного врача с огромным количеством солдат и матросов, выходцев из самых различных уголков России, он стал изучать их живую речь и своеобразные нравы. Этнограф и лексикограф сказались в нем стихийно. Знакомство же с современными ему писателями — Пушкиным, Жуковским, Крыловым, Гоголем, Языковым и кн. Одоевским — окончательно укрепило Д. в лит-ых занятиях.

В 1832 была выпущена его первая книжка «Русские сказки», за которую он, по доносу Булгарина, подвергся аресту. В 1834—1839 появились его «Были и небылицы». За это время им был выпущен ряд сочинений по различным вопросам: «О поверьях, суеверьях и предрассудках русского народа» («Иллюстр.», 1845—1846; изд. 2-е, СПБ., 1880), «О русских пословицах» («Современник», 1847, кн. 6) и много других повестей и рассказов Казака Луганского. В 1852 появилась его работа «О наречиях русского языка» («Вестн. имп. геогр. о-ва», кн. 6; перепеч. в «Толковом словаре»), в 1853 — «Матросские досуги» (изд. 2-е, СПБ., 1859), в 1861 — «Картины из русского быта» (2 тт.), а затем вышли и самые серьезные его труды: «Пословицы русского народа» (М., 1862; изд. 2-е, СПБ., 1879) и «Толковый словарь живого великорусского яз.» (1861—1868; изд. 2-е, СПБ., 1880—1882; изд. 4-е, под ред. проф. И. А. Бодуэна де Куртенэ, СПБ., 1912—1914).

За первые выпуски словаря Д. получил в 1861 Константиновскую медаль, а в 1868 он был избран почетным членом Академии наук и удостоен Ломоносовской премии.

В своей деятельности Д. проявил большое разнообразие: беллетристика, обработка народных сказок и отдельные вопросы яз. наряду с длительным и кропотливым собиранием словаря, протянувшимся через всю жизнь Даля.

Большой популярностью пользовались его «Повести, сказки и рассказы, сочин. Казака Луганского» (4 тт., СПБ., 1846). С 30-х до 50-х гг. Казак Луганский был одним из любимых авторов-рассказчиков. Живость и занимательность рассказа, струйка юмора, смелая народная тема, то, что он «выводил на сцену чернь, сволочь, мужиков, вахлаков, баб, девок» — вызвало восторженные отзывы Белинского, Тургенева и многих других. Но во всех этих рассказах скоро обнаружился их основной недостаток. При верном и детальном изображении обычаев и нравов Д. было чуждо критическое отношение к действительности. Рассказы Д. анекдотичны, прибауточны, яз. искусственен. В «Небывалом» он дает сравнительное описание великорусской и украинской деревни с поразительным мастерством и этнографической точностью. Но что касается внутреннего развития темы, характеров его героев, то — кроме частностей и официальных взглядов его времени — у Даля ничего не найдешь. Повесть «Отец с сыном», казалось бы, дает смелую постановку социального вопроса. Здесь недовольство общественной несправедливостью, негодование, протест, но автор развенчивает своего героя, признав его сумасшедшим. Главное действующее лицо повести «Вакх Сидорыч Чайкин» — мещанский сын, по сиротству попавший на воспитание в крестьянскую семью. В шесть лет он узнает на своей спине справедливость общественного порядка, когда, в назидание провинившемуся барчонку, его секут. Барин-самодур относится к крестьянам как к дуракам, которых необходимо учить плетью. Стоило заговорить крестьянам об оброке, как был вызван исправник и стал их вразумлять розгами. Д. сочувствует и помещику и исправнику, заставляет крестьян признать свою вину и, кланяясь барину в пояс, благодарить его за науку. «Русский мужик» дает ту же картину глупости и тупого непонимания мужиком своей пользы. Барин заботится о разведении овощей, мужики не разводят; приказывает барин вывести из избы телят, овец и свиней — не соглашаются, не выводят. Эти выросшие на базе консервативного дореформенного мещанства взгляды не могли удовлетворить уже и современников. Не вскрыв основного общественного начала, Д. не мог дать типического изображения жизни, а ограничился лишь занятными «историями» и бытовыми картинками.

Скоро и Белинский, вначале ставивший Д. на второе место после Гоголя, нашел, что Д. не идет дальше бытовых частностей и официальных идей, и крупную ценность стал признавать лишь за одними его «физиологическими очерками».

Д. составил также несколько книг для детей. «Первая первинка» и «Первинка другая» (сборники народных сказок, песенок, игр) давали интересный и близкий детям материал. Они пользовались значительным успехом. В «Новых картинах из русского быта для детей» Д. дает много живых бытовых сцен и детских образов. Под редакцией Д. вышли также: «Крошки», «Новые крошки» и «Картины из быта русских детей», написанные его женой. Фольклорный материал Д. может быть успешно использован для современной детской книги («Материалы по истории русской детской лит-ры», т. I, в. I, М., 1927, ст. В. М. Сергиевой).

Библиография: I. Полн. собр. сочин., 8 тт., СПБ., 1861; изд. 2-е, СПБ., 1879; То же, изд. 1-е посмертное, 10 тт., СПБ., 1897—1898; Повести, СПБ., 1861; Солдатские досуги, изд. 2-е, СПБ., 1861; Два сорока-бывальщиков для крестьян, СПБ., 1862; изд. 2-е, 1880, и мн. др.

II. Максимов, Биография Даля, в «Справочн. энциклоп. словаре» Старчевского, т. IV, СПБ., 1855 (указана библиография); Автобиограф. зап. Даля, «Русский архив», 1872, XI; П. Б(артенев), В. И. Даль, там же, 1672, X; Грот Я. К., Воспоминания о В. И. Дале (с извлечен. из его писем и др. полной автобиогр. зап.), «Зап. имп. Академии наук», т. XXII, СПБ., 1873; Пыпин А. Н., История русской этнографии, т. I, СПБ., 1890 (самая полная характеристика деятельности Д. в гл. XI); Черкасова А., Ст. в «Русск. биографич. словаре», СПБ.,1905 (с библиогр.); Баркова Е., В. И. Даль как беллетрист, «Воронежск. ист.-археологич. вестник», 1921, I—II; Габо В., Памяти В. И. Даля (к 50-летию со дня смерти), «Книга и революция», 1922, IX—X.

III. Кроме указанного выше, библиографию о Д. см. Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПБ., 1902; Венгеров С., Источники словаря русских писателей, т. II, СПБ., 1910; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. даль — -и, предл. о дали, в дали, ж. 1. Далекое пространство, видимое глазом; простор, ширь. Чудная даль открывается взору: Речка внизу, под горою, бежит, Инеем зелень долины блестит, А за долиной, слегка беловатой, Лес, освещенный зарей полосатой. Малый академический словарь
  2. ДАЛЬ — Владимир Иванович (10.XI.1801 — 22.IX.1872) — рус. этнограф и лексикограф. Сын датчанина, переселившегося в Россию. До 1826 служил во флоте, затем был воен. хирургом (до 1833). В 1837-59 находился на гос. службе. С 30-х гг. определились лит., этнографич. Советская историческая энциклопедия
  3. даль — Даль/. Морфемно-орфографический словарь
  4. Даль — I Владимир Иванович [ 10(22).11.1801, Луганск, ныне Ворошиловград, — 22.9(4.10).1872, Москва], русский писатель, лексикограф, этнограф. Родился в семье врача. Окончил медицинский факультет Дерптского университета в 1829. Был врачом, затем чиновником. Большая советская энциклопедия
  5. даль — орф. даль, -и, предл. в дали, мн. -и, -ей Орфографический словарь Лопатина
  6. даль — Далеко за — спустя значительное время после какого-н. срока. ► Мы засиделись далеко за полночь. Далеко не (разг.) — совсем не. ► Она далеко не красавица. Далеко пойти (уйти) (разг.) — сделать карьеру, достигнуть больших успехов в чем-... Фразеологический словарь Волковой
  7. даль — • безграничная ~ • безмерная ~ • беспредельная ~ Словарь русской идиоматики
  8. даль — сущ., ж., употр. часто (нет) чего? дали, чему? дали, (вижу) что? даль, чем? далью, о чём? о дали и в дали; мн. что? дали, (нет) чего? далей, чему? далям, (вижу) что? дали, чем? далями, о чём? о далях... Толковый словарь Дмитриева
  9. даль — Общеслав. Обычно объясняют как образование от той же основы, но с перегласовкой, что и длина, долгий. Однако более вероятно, что слово является суф. производным от указат. местоим. да, родственного то, да (союз), лит. tolùs «далекий». Ср. отношения тот (в удалении) и сей (вблизи). Этимологический словарь Шанского
  10. даль — 1. Пространство, видимое глазом, на значительном расстоянии. Об отдаленности, обозримости. Безбрежная, безграничная, безгранная (устар. Словарь эпитетов русского языка
  11. даль — БЛИЗКИЙ — ДАЛЕКИЙ Близко — далеко (см.) близь — даль (см.) близкий — дальний (см.) близкий — отдаленный (см.) ближний — дальний (см.) ближний — отдаленный (см.) вблизи — вдали (см.) вблизи — в отдалении (см.) вблизи — издали (см.) вблизи — издалека (см. Словарь антонимов русского языка
  12. даль — • Ало-глубокая (Федоров). • Безбрежная (Бальмонт, Коринфский, Скиталец). • Безвестная ( Амфитеатров, Мей, П. Я.). • Безгранная (Васильевский). • Бездонная (Годин). • Безжизненная (Фофанов) . • Бесконечная (Куприн, Ладыженский). • Безмолвная (Брюсов). Словарь литературных эпитетов
  13. даль — ДАЛЬ -и, предл. о дали, в дали; ж. 1. Далеко простирающееся пространство. Бесконечная, бескрайняя д. Светлая, туманная д. Космические, заоблачные дали. Д. моря, неба, степи, полей. Любоваться далью. Вглядываться в самую... Толковый словарь Кузнецова
  14. даль — ДАЛЬ, и, о дали, в дали, ж. 1. Далёкое место (разг.). Не поеду в такую д. Этакая д. (очень далеко). 2. Далёкое пространство, видимое глазом. Голубая д. Родные дали. • Такую даль (идти, ехать, тащиться) (разг. неодобр.) так далеко. Толковый словарь Ожегова
  15. даль — См. далекий Толковый словарь Даля
  16. даль — ДАЛЬ, дали, ·жен. 1. только ед. Далеко расположенное место (·разг. ). Я не пущу тебя одного в такую даль. Он приехал из ужасной дали. Вот в какую даль вы забрались! 2. Далекое пространство, видимое глазом (·книж. ·поэт. ). Даль голубая. Туманные дали. Толковый словарь Ушакова
  17. даль — даль I ж. 1. Далёкое пространство, видимое глазом. 2. Отдалённое место. || Отдалённая часть чего-либо. 3. Временной период, отдалённый от настоящего; отдаленность во времени. II ж. Значительное расстояние, значительная протяженность. Толковый словарь Ефремовой
  18. Даль — Даль сотр. "Горн. журн." 1857 г. {Венгеров} Большая биографическая энциклопедия
  19. ДАЛЬ — ДАЛЬ (Dahl) Юхан Кристиан (1788-1857) — норвежский живописец. Основоположник норвежского национального пейзажа ("Вид Фортундаль", 1836). Большой энциклопедический словарь
  20. даль — Ж., укр. даль ж., сербохорв. да̑љ ж., словен. dálja, чеш. dál ж., польск. dal ж. Обычно рассматривается как ступень чередования с *dьliti, *dьlgъ (см. длить, длина́, до́лгий) и далее греч. δολιχός, ἐνδελεχής "продолжительный", др.-инд. Этимологический словарь Макса Фасмера