Гимн

ГИМН (греческ. — «хвалебная песнь»)

1. Жанр религиозной лирики, выделяемый по тематическим признакам — хвалебная песнь, славословие, объединяемое тождеством восхваляемого объекта. Выдвигаемый иногда в качестве характеристики жанра признак хорового исполнения, типичный для греческих Г., не покрывает всех известных нам форм Г.; так напр. ведийские Г., согласно традиции, исполнялись не хором, но отдельными певцами и рецитаторами-жрецами.

При всей расплывчатости границ жанра (общей всем жанрам, определяемым тематически) можно установить некоторые его общие признаки: форма чистой лирики гимнов обычно слагается из обращений и воззваний к восхваляемому объекту, хвалебных сравнений и описаний, зачастую представляющих расширенные тавтологии; перечисление подвигов и чудес объекта Г. и его предков позволяет вводить в изложение эпические намеки, обычно не раскрываемые полностью, но иногда (напр. в античных гимнах) развертываемые в фабульное повествование; часто в конце гимна вводится молитва (см.) или заклинание (см.). Словесное выражение Г. обычно богато образами, метафорами, сравнениями, эпитетами; особенное значение приобретает также гипербола. Эмоциональная насыщенность выражается в преобладании восклицательных и вопросительных оборотов, воззваний, обращений, многочисленных нарастаний, риторических накоплений и повторений.

Исторически расцвет Г., как и религиозной лирики в целом, связан или с эпохами господства жречества (духовенства, церкви, монастыря) как наиболее мощной экономически и культурно общественной группы, или же с эпохами экономической и общественной депрессии, вызывающей нарастание мистических, «потусторонних» настроений. Отсюда — широкое место гимна в литературах древнего Востока. Так в индийской поэзии Г. к богам являются не только древнейшим памятником художественного слова вообще (см. Веды), но занимают огромное место и в литературе позднейших эпох — как санскритской, так и на средне- и новоиндийских языках (так наз. «стотра»); место богов в буддийской лит-ре заменяет, разумеется, Буддха, в джайнской литературе — Джины, в поэзии позднейших магометанских мистиков — образ единого божества.

Не меньшее значение имеют Г. в древних литературах средиземноморского культурного круга: египетские и вавилонские. Г. к богам поражают иногда яркостью образов и эмоциональным подъемом. По тематике и стилю к вавилонским Г. близки древнееврейские гимны к Яхве, частью собранные в Псалтыри, частью разбросанные по другим (повествовательным) книгам Библии (см.).

На Ближнем Востоке арабская литература в отношении распространения и значения гимнической поэзии сильно контрастирует с персидской. Религиозная лирика у арабов вообще развивалась слабо. Только в XIII в., в эпоху экономического и политического упадка и падения светской культуры, большую известность получает Г.-касыда Бусири в честь Мухаммеда («Бурда» — «Плащ Пророка») и мистические суфийские Г. Омара ибн-аль-Фарида.

Несравненно богаче и художественнее литература Г. персидских суфиев (см.). Эти Г. (лучшие — Джелялэддина Руми, XIII в.), проникнутые пантеистической символикой, экстатическими и эротическими мотивами, исполняются на радениях «дервишей». Суфийский символизм окрасил с XII в. и всю светскую персидскую (потом и турецкую) лирику, так что обыкновенно нельзя провести границы между простой любовной песнью и мистико-пантеистическим Г. (напр. у Хафиза, Саади и др.).

Своеобразны формы Г. на Дальнем Востоке. Китайская поэзия, наряду с собственно Г., содержащими обращения к небу и восхваление предков, располагает близкой к Г. формой од (дая и лоя — большие и малые оды), в к-рых описаны подвиги основателей древних династий. Эти оды дают богатый исторический материал в эпическом изложении. Некоторые из них повидимому могли служить боевыми песнями.

В поэзии Греции и Рима — странах с господством земельной аристократии — Г. к богам занимают сравнительно незначительное место; обязательное включение Г. в композицию трагедии (как и в древнеиндийской драме) свидетельствует о культовом происхождении этой лит-ой формы. В древнегреческом гимне — в отличие от чисто лирического пафоса восточных Г. — иногда наблюдается преобладание эпического элемента, превращающего порой Г. в чисто фабульное повествование («Г. Гомера»). С другой стороны, в греческой поэзии представлена чуждая восточной поэзии форма приуроченного к общественным деятелям и празднествам Г. — энкомии (см.), эпиникии (см.), — связанного с именами Ивика, Пиндара, Симонида, Вакхилида.

Эпоха раннего христианства, отражающая мистические настроения экономически и политически упадочной Римской империи, характеризуется расцветом гимнической поэзии. Особенно стойкой и продуктивной является эта форма в косной Византии (см. Византийская литература), где выступают такие крупные гимнические поэты, как Иоанн Дамаскин и Роман Сладкопевец. Через Византию форма Г., вместе с христианством, проникает в славянские (церковные) лит-ры. Некоторые из латинских Г. (амвросианские Г., Г. Пруденция), вошедшие в дальнейшем в культовый обряд католической церкви, оказали огромное влияние на развитие не только религиозной, но и светской лирики позднейшего средневековья Запада. Творчество Г. сперва на латинском, позднее и на народных яз., проходит через все средневековье; эсхатологические настроения эпохи находят себе выражение в торжественной мрачности «Dies irae», тогда как расслоение духовенства и образование клерикального люмпенпролетариата (см. Ваганты) порождает пародическую форму Г. (Г. вагантов-голиардов к Бахусу и вину).

Новые мотивы в тематику гимнов вносит Возрождение — гимн св. Франциска Ассизского (см.) к «брату Солнцу» проникнут пантеистическими настроениями, тогда как в творчестве его последователей, в особенности Якопоне да Тоде, мистические образы приобретают ярко эротическую окраску.

Городская буржуазия, выступающая в реформационных движениях, использует форму религиозного Г. на народном яз. как форму агитационной лит-ры, переделывая старые католические Г. для выражения протестантской идеологии.

Г. Лютера (см.) «Ein feste Burg» становится боевой песнью немецких протестантов; с пением Г. шли сражаться и войска Кромвеля. Экономическая депрессия Германии после 30-летней войны и вызванный ею расцвет религиозных и мистических настроений порождают последнюю сильную волну гимнической поэзии (Ангелус Силезиус, Пауль Герхардт, Пауль Флемминг и др.). Изживание лит-ой формы сказывается (как и в позднейшем творчестве пиэтизма и теизма XVIII в.) в обращении частью к формам народной песни (имевшем и воспитательную цель — борьбу с любовной песней), частью же к формам светской эротической поэзии (пастораль). В лит-ре XIX в. форма религиозного Г. является уже мертвой формой — достоянием немногочисленных эпигонов (Герок).

2. Использование религиозного Г. как боевой песни порождает явление так наз. «национального Г.» — торжественной песни нерелигиозного содержания, исполняемой при всех официальных случаях. Некоторые из произведений этого рода являются, действительно, отражением националистических («Die Wacht am Rhein», «Deutschland, Deutschland uber alles», «Rule Britannia») и даже революционных («Марсельеза») настроений буржуазии, тогда как другие — образцы антихудожественной продукции так называемой «придворной» поэзии («God save the King»).

Полное освобождение от мистических и авторитарных мотивов, сменяющихся революционным пафосом, представляют возникающие в противовес официальному «национальному» Г. — революционные Г. («Рабочая песня» П. Дюпона, «Интернационал» Потье, см.), приобретающие иногда в условиях угнетенных колониальных народов и национальных меньшинств оттенок национально-революционной патетики («Bande Mataram» — в бенгальской поэзии, «Варшавянка» — в царской России и др.).

3. В начале XIX в. романтики пытаются воскресить форму Г. как эмоционально насыщенной (патетической) и метрически свободной лирической формы — «Hymnen an die Nacht» Новалиса (см.); подражание этой форме Гейне (см.) — «Ich bin das Schwert, ich bin die Flamme» — представляет уже подлинное «стихотворение в прозе» (см.).

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. гимн — -а, м. 1. Торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства. Государственный гимн Советского Союза. Интернационал — международный пролетарский гимн. Малый академический словарь
  2. Гимн — (греч. ymnos) — торжественная песнь. Г. существуют государственные, революционные, военные, религиозные, в честь к.-л. историч. события, героя и др. Понятие "Г." в процессе историч. развития менялось. Г. занимают большое место в общественно-политич. Музыкальная энциклопедия
  3. гимн — Гимн/. Морфемно-орфографический словарь
  4. Гимн — (греч. hýmnos) торжественная песнь на стихи программного характера. Известны Г. государственные, революционные, военные, религиозные, в честь исторических событий, героев и т.д. В Древней Греции Г. — культовая песня в честь божества (Аполлона, Диониса). Большая советская энциклопедия
  5. гимн — орф. гимн, -а Орфографический словарь Лопатина
  6. ГИМН — • Государственный Институт музыкальной науки Сокращения, применяемые в СССР
  7. гимн — I. торжественная песнь вообще в честь богов Ср. В безмолвии садов, весной, во мгле ночей Поет под розою восточный соловей. Но роза милая не чувствует, не внемлет, И под влюбленный гимн колеблется и дремлет... Она не слушает, не чувствует поэта... А.С. Фразеологический словарь Михельсона
  8. гимн — ГИМН а, м. hymne m. <, гр. hymnos. 1. Хвалебная песнь богам и герям у древних, богу и святым у христиан. Сл. 18. 2. Хвалебная песнь, стихотворение, вообще — похвала кому-, чему-л. Сл. 18. Другие тут же гимны пели. Словарь галлицизмов русского языка
  9. ГИМН — Торжественная мелодия и стихи, отражающие природу и ценности данного государства. Один из атрибутов (символов) государства. Другими атрибутами (символами) государства являются государственные флаг и герб. Словарь по конституционному праву
  10. Гимн — ГИМН (ύμνος) — хвалебная песнь божественным силам, — одно из наиболее элементарных художественных образований, лежащих в основе всего мирового литературного развития. Словарь литературных терминов
  11. гимн — см. >> песнь Словарь синонимов Абрамова
  12. гимн — гимн , -а Орфографический словарь. Одно Н или два?
  13. Гимн — • Hymnus см. Lyrici, Лирики. Словарь классических древностей
  14. гимн — Благодарственный (устар.), вдохновенный, величавый, величественный, веселый, восторженный, заздравный, мажорный, патриотический, победный, победоносный (устар.), радостный, светлый, торжественный, хвалебный. Брачный (устар. Словарь эпитетов русского языка
  15. гимн — • Благородный (Некрасов). • Гордый (Сологуб). • Заздравный (Баратынский). • Звучный (Надсон). • Лучезарный (Айзман). • Льстивый (Минаев). • Победный (Мережковский). • Раболепный (Минаев). • Светлопобедный (Дика Ш.). • Стройный (Надсон). • Торжественный (Тан, Тимковский). • Хвалебный (Мей, Тарутин). Словарь литературных эпитетов
  16. гимн — ГИМН -а; м. [греч. hymnos] 1. (чего, какой). Торжественная песня или мелодия, принятая как символ государственного или социального единства, исполняемая обычно во время торжественных официальных собраний, спортивных состязаний... Толковый словарь Кузнецова
  17. гимн — ГИМН, а, м. 1. Торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства. Государственный г. России. Студенческий г. 2. Вообще хвалебная песня, музыкальное произведение. Г. победителям. Толковый словарь Ожегова
  18. гимн — ГИМН м. греч. хвалебная песнь, хвала и прославление, в стихах или в музыке, песнопением. Толковый словарь Даля
  19. гимн — Гимна, м. [греч. hymnos]. 1. Торжественная песня, принятая как символ государственного единства. 2. Хвалебная песня (книжн., поэт.). Петь гимны кому-н. || перен. Славословие, восторженная похвала, выражение преклонения (книжн.). Большой словарь иностранных слов
  20. гимн — ГИМН, гимна, ·муж. (·греч. hymnos). 1. Торжественная песня, принятая как символ государственного или классового единства. Гимном ·СССР является Интернационал. 2. Хвалебная песня (·книж. ·поэт. ). Петь гимны кому-нибудь. | перен. Толковый словарь Ушакова
  21. гимн — гимн м. 1. Торжественная песня или мелодия как один из символов государства или партии. 2. Музыкальное произведение или его часть — обычно финальная — торжественного характера, прославляющее кого-либо или что-либо. Толковый словарь Ефремовой
  22. ГИМН — ГИМН (греч. hymnos) — торжественная песнь. Известны гимны государственные, революционные, военные, религиозные, в честь определенных событий. Большой энциклопедический словарь
  23. гимн — Вероятно, через польск. hymn из лат. hymnus, греч. ὕμνος; см. Брюкнер 174; Горяев, ЭС 67. Этимологический словарь Макса Фасмера
  24. Гимн — (греч. от γιμνεο — петь, славить, хвалить). У древних в Г. прославлялись боги и герои; пелись при жертвоприношениях и торжествах. У евреев Г. встречаются в собраниях псалмов Давида. У христиан Г. — хвалебная песнь Богу или святым. Христианский... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона