Генри

ГЕНРИ (O’Henry, 1862—1910) — псевдоним американского писателя У. С. Портера (William Sidney Porter). Первый свой рассказ «Рождественский подарок Уистлинга Дика», напечатанный в 1899 в «Журнале Мак Клюра» (Mc Clure’s Magazine), Г. написал в тюрьме, где отбывал наказание за растрату (1898—1901). Первая книга Г. — «Короли и капуста» (Cabbages and Kings) — вышла в 1904. За ней последовали: «Четыре миллиона» (The four million, 1906), «Неугасимый светильник» (The trimmed Lamp, 1907), «Сердце Запада» (Heart of the West, 1907), «Голос города» (The Voice of the City, 1908), «Благородный жулик» (The Gentle Grafter, 1908), «Пути судьбы» (Roads of Destiny, 1909), «Избранное» (Options, 1909), «Точные дела» (Strictly Business, 1910) и «Водовороты» (Whirligigs, 1910). В сборник «Постскриптумы» (Postscripts), изданный уже после смерти Г., вошли его фельетоны, наброски и юмористические заметки, написанные им для газеты «Почта» (Хаустон, штат Техас, 1895—1896). Всего Г. написано 273 рассказа, полное собрание его произведений составляет 18 томов.

Г. занимает в американской лит-ре исключительное место как мастер жанра «короткого рассказа» (short-story). Перед смертью Г. высказал намерение перейти к более сложному жанру — к роману («все что я писал до сих пор, это просто баловство, проба пера, по сравнению с тем, что я напишу через год»).

В творчестве однако эти настроения ничем не проявились, и Г. остался органическим художником «малого» жанра, рассказа. Не случайно, конечно, что в этот период Г. впервые начал интересоваться социальными проблемами и выявил свое отрицательное отношение к буржуазному обществу (см. об этом в кн. Дженнингса «Через тьму с О’Генри»).

Герои Генри разнообразны: миллионеры, ковбои, спекулянты, клерки, прачки, бандиты, финансисты, политики, писатели, артисты, художники, рабочие, инженеры, пожарные — сменяют друг друга. Но разнообразие это чисто внешнее, ибо Г. не вскрывает подавляющего большинства своих образов в их социально-классовой спецификации. Несмотря на разность общественных положений, его герои по своему миропониманию не отличаются друг от друга. Как бы его действующие лица ни назывались, в какую бы среду их Генри ни помещал, они являются только той или иной разновидностью одного основного образа — среднего американца — стандартного мелкого буржуа. Генри берет действительность без ее социальных противоречий и конфликтов, отсюда — узость связей с жизнью у его героев, ограниченность их сознания, социальная неподвижность, замыкание существования узко личными интересами. Г. — художник остановившейся действительности, он берет явления не в их развитии, а в их временном отклонении от нормы. Устранение назревших конфликтов и противоречий в рассказах Г. не закономерно, а поставлено в полную зависимость от случая. Поэтому такое исключительное значение приобретает неожиданная финальная развязка, причем разрешение конфликта заключается в возврате к исходному пункту. Действительность не подвергается качественным изменениям. Так например: миллионер, узнающий об измене жены, предпринимает несколько неожиданных мероприятий, но все кончается благополучно («Шехерезада с Мэдисон-Авеню»); жена уехала, муж пресытился спокойной жизнью, и мещанские прелести становятся снова привлекательными, их отсутствие ощутимым, возвращение жены восстанавливает старый уклад («Маятник») и т. п. Умелый конструктор поверхностного сюжета, Г. не проявляет психологического мастерства, действия его персонажей не получают глубокой психологической мотивировки, что еще более усиливает неожиданность финала. Эта особенность творчества явилась для Г. одной из преград на пути к переходу от жанра рассказа к более сложному жанру романа. Г. сумел лишь от анекдота перейти к рассказу, дальнейший творческий его рост требовал ухода от представляемой им группы консервативной мелкой буржуазии, необходимость чего он уже понимал в последний год своей жизни.

Г. не является первым оригинальным мастером «короткого рассказа», он лишь развил этот жанр, в своих основных чертах сложившийся уже в творчестве Т. Б. Олдрич (Thomas Bailey Aldrich, 1836—1907). Оригинальность Г. проявилась в блестящем применении жаргона, острых словечек и выражений и в общей колоритности диалогов (ни один русский перевод как раз этой стороны Г. совершенно не передает).

Уже при жизни писателя «короткий рассказ» стал вырождаться в схему, а в настоящее время превратился в чисто коммерческое явление: «методику» его производства преподают в колледжах и университетах, издаются многочисленные руководства и т. д. Художники радикальной мелкой буржуазии (Ш. Андерсон, Т. Драйзер, Б. Гехт) противопоставляют бессодержательности этих «шорт-стори» насыщенные психологические новеллы.

Библиография: I. Почти все произведения Г. изданы в русск. перев., из них лучшие в изд. Госиздата (собр. сочин. Г. в 4 тт., снабженное ст. Б. Эйхенбаума, перепечатанной в его кн. «Литература», — «О’Генри и теория новеллы». Эйхенбаум дает неверный, типично формалистский анализ Г. и неправильное освещение развития «шорт-стори» в Америке). Из иностранных изданий можно рекомендовать: The Complete Works of O’Henry, Nelson Doubleday, Garden City, N.-Y., 1927, где собрано в одном томе все написанное Г.

II. Из критической лит-ры см.: O’Henry. A Biography, by Alphonse Smith; Э. Дженнингс описывает в своей книге «О’Генри на дне», Гиз (Through Shadow with O’Henry, by Al. Jennings) — жизнь Г., начиная со встречи с ним в Ю. Америке. Место Г. в развитии «шорт-стори» устанавливает Е. О’Brien в кн. The Advance of the American short-story, N.-Y., 1923. Из марксистской критики см. «Три американца» В. М. Фриче, «Новый мир», 1925, № 5.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ГЕНРИ — (Гн, Н), единица СИ индуктивности и взаимной индуктивности. Названа в честь амер. учёного Дж. Генри (J. Henry). 1 Гн равен индуктивности электрич. контура, возбуждающего магн. поток в 1 вебер при силе пост. тока в нём... Физический энциклопедический словарь
  2. Генри — Единица индуктивности и взаимной индуктивности в СИ. Долные ед: миллигенри, микрогенри, наногенри, пикогенри. Словарь мер и весов
  3. Генри — I Ге́нри (Henry) Джозеф (17.12.1797, Олбани, — 13.5.1878, Вашингтон), американский физик. С 1832 профессор Принстонского колледжа, с 1846 секретарь и директор Смитсоновского института, с 1868 президент Национального АН США... Большая советская энциклопедия
  4. генри — орф. генри, нескл., м. (ед. измер.) Орфографический словарь Лопатина
  5. Генри — (неизм.) единица индуктивности и взаимной индуктивности в Международной системе единиц СИ, обозн. Гн (меж-дунар. H); названа по имени Дж. Генри. Джозеф Генри — Joseph Henry (1797–1878) американский физик. С 1832 г. Судьба эпонимов. Словарь-справочник
  6. ГЕНРИ — • ГЕНРИ (Henry) Джозеф (1797-1878), американский физик, чей вклад в электромагнетизм был важен для развития коммерческого телеграфа. Его работа по ИНДУКЦИИ привела к усовершенствованию ТРАНСФОРМАТОРА. В 1850... Научно-технический словарь
  7. Генри — (наст. имя и фам. Уильям Сидней Портер; 1862–1910) – амер. писатель. Первый свой рассказ «Рождественский подарок Уистлинга Дика» (опубл.1899) Г. написал в тюрьме, где отбывал наказание за растрату (1898–1901). Герои произв. Энциклопедический словарь псевдонимов
  8. генри — [по имени американского физика Дж. Генри (Henry)] – практическая единица самоиндукции, равная самоиндукции такой электрической цепи, в которой при изменении тока на один ампер в секунду возникает электродвижущая сила самоиндукции, равная одному вольту Большой словарь иностранных слов
  9. Генри — Генри см. О. Генри Большая биографическая энциклопедия
  10. ГЕНРИ — ГЕНРИ — см. О. Генри. ГЕНРИ — единица индуктивности и взаимной индуктивности СИ. Названа в честь Джозефа Генри, обозначается Гн. 1 Гн=1 В·с/А =1 Вб/А =109 см (единиц СГСМ) =1,11·10-12 единиц СГСЭ. ГЕНРИ (Henri) Роберт (1895-1929) — американский живописец. Большой энциклопедический словарь