Бересфорд

БЕРЕСФОРД Джон Девис (John Davys Beresford, 1873–) — английский писатель. Сын каноника. Начав писать уже в 16 лет, Б. однако в 1904 уничтожил все написанное до этого времени. Одно время был архитектором, с 1908 стал рецензентом «Punch» и «Westminster Gazette», а через три года опубликовал первый том своей трилогии «История Якова Сталя». Обычные герои Б. — представители образованных слоев бужуазного общества, пытающиеся освободиться от его узости и нетерпимости (Манинг в «Божьей строчке», 1918), от ложной морали и сексуальных предрассудков (Дикки в «Эти Линнекерсы», 1916). Изуродованные ханжеским воспитанием, бессильные активно противостоять окружающей среде, они половинчато и нерешительно воспринимают новое, не порывая окончательно со своим классом (автобиографический образ Якова в трилогии «История Якова Сталя», «Искатель правды», 1912, «Невидимый случай», 1915, Мильхуш в «The Gervaise Comedy», 1919). Социальные верования Б. с наибольшей полнотой выступают в его романе «Революция» (1921), в к-ром он противопоставляет консервативно-обывательской Англии толстовство и «идеализм без наказания и страха».

Б. — мастер психологического романа. Показывая своих героев в моменты кризиса, крушения устоявшихся принципов, он тщательно обрисовывает эволюцию их психики, внутреннюю борьбу и противоречия, связывая в то же время психику с внешним миром вещей, органически сцепляя окружающее с внутреним миром. Творчество Б. в основном протекает по реалистическому руслу, лишь два сборника относятся к фантастическому жанру. В «Хэмпденширском чуде» (1911) Б. дает образ человека, обладающего необычайным умом, но все же не могущего понять жизнь целиком и остающегося вне ее. В «Гусенках» (1913) Б. изображает гибель Европы и Америки, уничтожаемых страшной чумой. Женщины однако остаются и создают общество, основанное на новой морали. Последние произведения Б.: «Приманка» (1927) — типичный «роман для летнего чтения», не заслуживающий никакого внимания; «Обои» (1927) — продолжение линии характерного для Б. «неореализма» — сочетания внутренних переживаний с внешним миром. Но в данном романе былая материалистичность этого метода уже утеряна Б., внешнее из вещи превратилось в символ, реалистический показ действительности сменяется мистицизмом. Это свидетельствует о кризисе в творчестве писателя, признаки чего намечались уже в его «Знаках и чудесах» (1921) и «Пленниках Хартлинга» (1922). Б. написаны также три пьесы: «Королевское сердце» (вместе с А. С. Крэвеном), «The Compleat Angler» и «Хоуард и сын» (вместе с К. Ричмондом). Критические работы: «Г. Д. Уэлс» (1915) и (в сотрудничестве с К. Ричмондом) «У. Форд» (1917).

Библиография: I. На русск. яз. перев.: Дом № 73 (в подлиннике «House-Mates»), М., 1927.

II. Brimley Johnson R., Some Contemporary Novelists (Men), L., 1922.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Бересфорд — (Beresford) Уильям Карр (2.10.1768 — 8.1.1854, Беджбери, Кент), английский генерал. В 1808 поступил на службу в англо-португальские войска на Пиренейском полуострове. С 1809 португальский маршал и главнокомандующий португальской армией. Большая советская энциклопедия
  2. БЕРЕСФОРД — (Beresford), Уильям Kapp (2.X.1768 — 8.1.1854) — англ. генерал, фактич. правитель Португалии в 1811-20. С 1799 до 1807 участвовал в колониальных войнах Англии в Египте, Юж. Африке, Лат. Америке. Советская историческая энциклопедия
  3. БЕРЕСФОРД — БЕРЕСФОРД (Beresford) Брюс (р. 1940) — австралийский кинорежиссер. Ключевая фигура т. н. "австралийского ренессанса" 1970-х гг. в кинематографе. Мировой успех принес ему фильм "Нарушитель Морант" (1979). Работает в Голливуде. Премия "Оскар" за фильм "Шофер мисс Дейзи" (1989). Большой энциклопедический словарь
  4. Бересфорд — Уильям Чарльз (виконт Beresford) — родился 1768, † 1864; вступил в 1785 г. в ряды английских войск и принимал участие в военн. действиях в Америке и Ост-Индии; в 1807... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона